Текст 11
Оригинал:
स्वशरीराग्निना तावन्महेन्द्रहृतचेतस: ।
महद्व्यतिक्रमहता भस्मसादभवन् क्षणात् ॥ ११ ॥
Транскрипция:
сва-ш́арӣра̄гнина̄ та̄ван
махендра-хр̣та-четасах̣
махад-вйатикрама-хата̄
бхасмаса̄д абхаван кшан̣а̄т
Синонимы:
сва — огнем, исходящим из их тел; та̄ват — сразу; махендра — хитростью Индры, царя небес; хр̣та — те, чей разум похищен; махат — великой душе; вйатикрама — сраженные (последствиями) оскорбления; бхасмаса̄т — обратившиеся в пепел; абхаван — стали; кшан̣а̄т — мгновенно.
Перевод:
Сбитые с толку царем небес Индрой сыновья Сагары потеряли рассудок и оскорбили великую душу. Из-за этого их тела загорелись, и пламя в один миг обратило их в пепел.
Комментарий:
Материальное тело состоит из земли, воды, огня, воздуха и эфира. Огонь всегда есть в теле, и мы по опыту знаем, что жар этого огня может порой усиливаться, а порой ослабевать. Огонь в телах сыновей Махараджи Сагары стал таким сильным, что все они сгорели дотла. Этот жар был вызван их проступком по отношению к великой душе. Такое поведение называется махад- вйатикрама. Они погибли от огня, изошедшего из их собственных тел, потому что оскорбили великого святого.
Следующие материалы:
Текст 12
Оригинал:
न साधुवादो मुनिकोपभर्जिता
नृपेन्द्रपुत्रा इति सत्त्वधामनि ।
कथं तमो रोषमयं विभाव्यते
जगत्पवित्रात्मनि खे रजो भुव: ॥ १२ ॥
Транскрипция:
на са̄дху-ва̄до муни-копа-бхарджита̄
нр̣пендра-путра̄ ити саттва-дха̄мани
катхам̇ тамо рошамайам̇ вибха̄вйате
джагат-павитра̄тмани кхе раджо бхувах̣
Синонимы:
на — не; са̄дху — слова тех, кто поистине обладает ученостью; муни — гневом Капилы Муни; бхарджита̄х̣ — сожжены дотла; нр̣пендра — сыновья Махараджи Сагары; ити — так; саттва — у Капилы Муни, находившегося целиком под влиянием гуны благости; катхам — как; тамах̣ — гуна невежества; роша — состоящая из гнева; вибха̄вйате — проявляется; джагат — у того, чье тело способно очистить целый мир; кхе — в небе; раджах̣ — пыль; бхувах̣ — земли.
Перевод:
Некоторые утверждают, будто сыновей царя Сагары испепелил огонь, изошедший из глаз Капилы Муни. Однако великие мудрецы не согласны с этим утверждением, ибо тело Капиладевы целиком пребывает в гуне благости и потому не может проявлять гуну невежества в виде гнева, подобно тому как чистое небо не может быть загрязнено пылью.
Комментарий:
[]
Текст 13
Оригинал:
यस्येरिता साङ्ख्यमयी दृढेह नौ-
र्यया मुमुक्षुस्तरते दुरत्ययम् ।
भवार्णवं मृत्युपथं विपश्चित:
परात्मभूतस्य कथं पृथङ्मति: ॥ १३ ॥
Транскрипция:
йасйерита̄ са̄н̇кхйамайӣ др̣д̣хеха наур
йайа̄ мумукшус тарате дуратйайам
бхава̄рн̣авам̇ мр̣тйу-патхам̇ випаш́читах̣
пара̄тма-бхӯтасйа катхам̇ пр̣тхан̇-матих̣
Синонимы:
йасйа — которого; ӣрита̄ — поведана; са̄н̇кхйа — явленная в виде учения о устройстве материального мира (в виде философии санкхьи); др̣д̣ха̄ — прочная (настолько, что способна вызволить людей из рабства материального мира); иха — здесь (в материальном мире); наух̣ — лодка; йайа̄ — которой; мумукшух̣ — желающий обрести освобождение; тарате — пересекает; дуратйайам — труднопреодолимый; бхава — океан невежества; мр̣тйу — путь материальной жизни, в которой повторяются рождение и смерть; випаш́читах̣ — обладающего ученостью; пара̄тма — поднявшегося на трансцендентный уровень; катхам — как; пр̣тхак — осознание различия (между врагом и другом).
Перевод:
Капила Муни принес в материальный мир учение санкхьи. Оно подобно прочной ладье, на которой можно пересечь океан неведения. Любой, кто хочет переправиться через океан материального существования, может воспользоваться этим учением. Откуда же у такого великого мудреца, всегда пребывающего на высочайшем духовном уровне, могла быть склонность делить окружающих на друзей и врагов?
Комментарий:
Человек, достигший трансцендентного уровня (брахма-бхӯта), всегда счастлив (прасанна̄тма̄). Он не делает различия между хорошим и плохим в материальном мире, ложного по своей природе. Поэтому такого возвышенного человека называют самах̣ сарвешу бхӯтешу: он одинаково относится к каждому, не делая различий между друзьями и врагами. А поскольку он находится на абсолютном уровне и свободен от материальной скверны, его еще называют паратма-бхутой или брахма-бхутой. Таким образом, Капила Муни вовсе не гневался на сыновей Махараджи Сагары: они сгорели от жара, исходившего из их собственных тел.