Текст 23

तस्मै तुष्टो ददाविन्द्र: शातकौम्भमयं रथम् ।
शुन:शेफस्य माहात्म्यमुपरिष्टात् प्रचक्ष्यते ॥ २३ ॥
тасмаи тушт̣о дада̄в индрах̣
ш́а̄такаумбхамайам̇ ратхам
ш́унах̣ш́епхасйа ма̄ха̄тмйам
упаришт̣а̄т прачакшйате
тасмаи — ему (Харишчандре); тушт̣ах̣ — удовлетворенный; дадау — даровал; индрах̣ — царь небес; ш́а̄такаумбха — золотую; ратхам — колесницу; ш́унах̣ш́епхасйа — Шунахшепхи; ма̄ха̄тмйам — слава; упаришт̣а̄т — ниже (когда будет рассказываться о сыновьях Вишвамитры); прачакшйате — будет описываться.

Перевод:

Царь Индра, очень довольный Харишчандрой, подарил ему золотую колесницу. Что же касается Шунахшепхи, то о его величии будет поведано в рассказе о сыне Вишвамитры.

Комментарий:

[]
Следующие материалы:

Текст 24

सत्यं सारं धृतिं द‍ृष्ट्वा सभार्यस्य च भूपते: ।
विश्वामित्रो भृशं प्रीतो ददावविहतां गतिम् ॥ २४ ॥
сатйам̇ са̄рам̇ дхр̣тим̇ др̣шт̣ва̄
сабха̄рйасйа ча бхӯпатех̣
виш́ва̄митро бхр̣ш́ам̇ прӣто
дада̄в авихата̄м̇ гатим
сатйам — правдивость; са̄рам — твердость; дхр̣тим — стойкость; др̣шт̣ва̄ — увидев; са — с супругой; ча — и; бхӯпатех̣ — Махараджи Харишчандры; виш́ва̄митрах̣ — Вишвамитра, великий мудрец; бхр̣ш́ам — очень; прӣтах̣ — обрадованный; дадау — дал; авихата̄м — вечное знание.

Перевод:

Видя, что Махараджа Харишчандра и его жена правдивы, терпеливы и во всем ищут самую суть, великий мудрец Вишвамитра дал им неуничтожимое духовное знание, позволяющее достичь цели человеческой жизни.

Комментарий:

[]

Текст 25-26

मन: पृथिव्यां तामद्भ‍िस्तेजसापोऽनिलेन तत् ।
खे वायुं धारयंस्तच्च भूतादौ तं महात्मनि ।
तस्मिञ्ज्ञानकलां ध्यात्वा तयाज्ञानं विनिर्दहन् ॥ २५ ॥
हित्वा तां स्वेन भावेन निर्वाणसुखसंविदा ।
अनिर्देश्याप्रतर्क्येण तस्थौ विध्वस्तबन्धन: ॥ २६ ॥
манах̣ пр̣тхивйа̄м̇ та̄м адбхис
теджаса̄по ’нилена тат
кхе ва̄йум̇ дха̄райам̇с тач ча
бхӯта̄дау там̇ маха̄тмани

тасмин̃ джн̃а̄на-кала̄м̇ дхйа̄тва̄
тайа̄джн̃а̄нам̇ винирдахан
хитва̄ та̄м̇ свена бха̄вена
нирва̄н̣а-сукха-сам̇вида̄
анирдеш́йа̄пратаркйен̣а
тастхау видхваста-бандханах̣
манах̣ — ум (полный материальных желаний, связанных с едой, сном, совокуплением и самозащитой); пр̣тхивйа̄м — землю; та̄м — ее; адбхих̣ — с водой; теджаса̄ — с огнем; апах̣ — воду; анилена — с водой; тат — его; кхе — в небе; ва̄йум — воздух; дха̄райан — помещающий; тат — его (небо); ча — и; бхӯта — в ложное эго, причину материального бытия; там — его; маха̄ — в махат таттву, совокупную материальную энергию; тасмин — в нее (совокупную материальную энергию); джн̃а̄на — духовное знание и его различные разделы; дхйа̄тва̄ — медитацией; тайа̄ — такой; аджн̃а̄нам — невежество; винирдахан — сжигающий; хитва̄ — оставив; та̄м — их (материалистические запросы); свена — познав себя; бха̄вена — преданным служением; нирва̄н̣а — трансцендентным блаженством, полагающим конец материальному бытию; анирдеш́йа — невоспринимаемым; апратаркйен̣а — непостижимым; тастхау — остался; видхваста — полностью уничтожены; бандханах̣ — тот, чьи материальные узы.

Перевод:

Сначала Махараджа Харишчандра очистил свой ум от материальных желаний, соединив его с землей. Затем он соединил землю с водой, воду с огнем, огонь с воздухом, а воздух с небом. После этого он соединил небо с совокупной материальной энергией, а совокупную материальную энергию — с духовным знанием. Обладать духовным знанием — значит сознавать себя частицей Верховного Господа. Осознавшая себя душа, занимаясь служением Господу, всегда остается непостижимой и недоступной восприятию чувств. Утвердившись в духовном знании, она обретает полную свободу от оков материальной жизни.

Комментарий:

Так заканчивается комментарий Бхактиведанты к седьмой главе Девятой песни «Шримад-Бхагаватам», которая называется «Потомки царя Мандхаты».