Текст 15-16
Оригинал:
श्रीशुक उवाच
अम्बरीषो महाभाग: सप्तद्वीपवतीं महीम् ।
अव्ययां च श्रियं लब्ध्वा विभवं चातुलं भुवि ॥ १५ ॥
मेनेऽतिदुर्लभं पुंसां सर्वं तत् स्वप्नसंस्तुतम् ।
विद्वान् विभवनिर्वाणं तमो विशति यत् पुमान् ॥ १६ ॥
अम्बरीषो महाभाग: सप्तद्वीपवतीं महीम् ।
अव्ययां च श्रियं लब्ध्वा विभवं चातुलं भुवि ॥ १५ ॥
मेनेऽतिदुर्लभं पुंसां सर्वं तत् स्वप्नसंस्तुतम् ।
विद्वान् विभवनिर्वाणं तमो विशति यत् पुमान् ॥ १६ ॥
Транскрипция:
ш́рӣ-ш́ука ува̄ча
амбарӣшо маха̄-бха̄гах̣
сапта-двӣпаватӣм̇ махӣм
авйайа̄м̇ ча ш́рийам̇ лабдхва̄
вибхавам̇ ча̄тулам̇ бхуви
мене ’тидурлабхам̇ пум̇са̄м̇
сарвам̇ тат свапна-сам̇стутам
видва̄н вибхава-нирва̄н̣ам̇
тамо виш́ати йат пума̄н
амбарӣшо маха̄-бха̄гах̣
сапта-двӣпаватӣм̇ махӣм
авйайа̄м̇ ча ш́рийам̇ лабдхва̄
вибхавам̇ ча̄тулам̇ бхуви
мене ’тидурлабхам̇ пум̇са̄м̇
сарвам̇ тат свапна-сам̇стутам
видва̄н вибхава-нирва̄н̣ам̇
тамо виш́ати йат пума̄н
Синонимы:
ш́рӣ — Шри Шукадева Госвами сказал; амбарӣшах̣ — царь Амбариша; маха̄ — счастливейший (из царей); сапта — состоящий из семи островов; махӣм — мир; авйайа̄м — и неувядаемую; ш́рийам — красоту; лабдхва̄ — обретя; вибхавам — и богатство; атулам — безграничное; бхуви — на земле; мене — решил; ати — труднодостижимое; пум̇са̄м — для людей; сарвам — все (чего он достиг); тат — то; свапна — подобно сну; видва̄н — глубоко понимающий; вибхава — уничтожение богатства; тамах̣ — в невежество; виш́ати — впадает; йат — из за которого; пума̄н — человек.
Перевод:
Шукадева Госвами сказал: Махараджа Амбариша, счастливейший из людей, властвовал над всем миром, состоящим из семи островов. Он обладал несметными богатствами и жил в роскоши. Редко кто достигает такого высокого положения, но царь Амбариша не был привязан к нему, ибо хорошо понимал, что все богатства преходящи. Подобно эфемерному сну, они в любой миг могут исчезнуть. Царь знал, что каждый, кто не предан Господу, обладая такими богатствами, все больше погружается во тьму материального невежества.
Комментарий:
Для преданного материальные богатства не представляют никакого интереса, а для непреданного они являются причиной все большего закабаления в этом мире. Дело в том, что преданный понимает: все материальное преходяще, тогда как непреданный держится за так называемое материальное счастье, видя в нем единственный смысл своей жизни, и потому забывает о самоосознании. Поэтому для непреданного материальное богатство становится помехой на пути духовного развития.
Следующие материалы: