Текст 6

तस्मै संव्यभजत् सोऽन्नमाद‍ृत्य श्रद्धयान्वित: ।
हरिं सर्वत्र संपश्यन् स भुक्त्वा प्रययौ द्विज: ॥ ६ ॥
тасмаи сам̇вйабхаджат со ’ннам
а̄др̣тйа ш́раддхайа̄нвитах̣
харим̇ сарватра сампаш́йан
са бхуктва̄ прайайау двиджах̣
тасмаи — ему (брахману); сах̣ — он (Рантидева); аннам — пищу; а̄др̣тйа — почтив; ш́раддхайа̄ — наделенный верой; харим — Верховного Господа; сарватра — повсюду; сампаш́йан — наблюдающий; сах̣ — он; бхуктва̄ — поев; прайайау — ушел; двиджах̣ — брахман.

Перевод:

Поскольку Рантидева понимал, что Верховный Господь присутствует повсюду и в каждом живом существе, он с верой и почтением встретил гостя и накормил его. Поев, брахман удалился.

Комментарий:

Рантидева понимал, что Господь присутствует в каждом живом существе, но не считал, что от этого каждое живое существо становится Богом. Более того, он не проводил различий между одним живым существом и другим. Рантидева ощущал присутствие Господа как в теле брахмана, так и в теле чандала. Таково истинное понимание равенства. Господь Сам подтверждает это в «Бхагавад-гите» (5.18):
видйа̄-винайа-сампанне
бра̄хман̣е гави хастини
ш́уни чаива ш́ва-па̄ке ча
пан̣д̣ита̄х̣ сама-дарш́инах̣
«Смиренный мудрец, обладающий истинным знанием, одинаково относится к ученому брахману, корове, слону, собаке и собакоеду [неприкасаемому]». Пандит, то есть ученый человек, ощущает присутствие Верховной Личности Бога в каждом живом существе. Хотя сейчас стало модным оказывать особое почтение даридра-нараяне, или «нищему Нараяне», у Рантидевы не было причин отдавать кому-то предпочтение. Тот, кто считает, что, поскольку Нараяна находится в сердце бедняка, даридры, его следует называть даридра-нараяной, заблуждается. Следуя этой логике, собак и свиней тоже можно назвать Нараяной, поскольку Господь находится и в их сердцах. Было бы ошибкой полагать, что Рантидева придерживался такой точки зрения. Напротив, он в каждом видел частицу Верховной Личности Бога (хари-самбандхи- вастунах̣). Теория философов-майявади, которые считают Богом всех и каждого, в корне ошибочна, и Рантидева никогда не согласился бы с ней.
Следующие материалы:

Текст 7

अथान्यो भोक्ष्यमाणस्य विभक्तस्य महीपते: ।
विभक्तं व्यभजत् तस्मै वृषलाय हरिं स्मरन् ॥ ७ ॥
атха̄нйо бхокшйама̄н̣асйа
вибхактасйа махӣпатех̣
вибхактам̇ вйабхаджат тасмаи
вр̣шала̄йа харим̇ смаран
атха — затем; анйах̣ — другой (гость); бхокшйама̄н̣асйа — собравшегося поесть; вибхактасйа — отложившего часть (для своих родных); махӣпатех̣ — царя; вибхактам — долю еды, предназначенную для членов семьи; вйабхаджат — поделил и раздал; тасмаи — ему; вр̣шала̄йа — шудре; смаран — помнящий.

Перевод:

Затем, разделив остатки пищи со своими родными, Рантидева уже собирался поесть, как вдруг к нему пришел еще один гость — шудра. Понимая связь шудры с Верховной Личностью Бога, царь Рантидева накормил и его.

Комментарий:

Поскольку царь Рантидева в каждом видел частицу Верховной Личности Бога, он одинаково относился к брахману и шудре, богачу и бедняку. Такое отношение ко всем называется сама-дарш́инах̣ (пан̣д̣ита̄х̣ сама-дарш́инах̣). Тот, кто действительно понял, что Верховная Личность Бога обитает в каждом сердце и что каждое живое существо представляет собой частицу Господа, не видит разницы между брахманом и шудрой, между бедняком (даридрой) и богачом (дхани). Такой человек убежден, что все живые существа равны, и относится к ним одинаково.

Текст 8

याते शूद्रे तमन्योऽगादतिथि: श्वभिरावृत: ।
राजन् मे दीयतामन्नं सगणाय बुभुक्षते ॥ ८ ॥
йа̄те ш́ӯдре там анйо ’га̄д
атитхих̣ ш́вабхир а̄вр̣тах̣
ра̄джан ме дӣйата̄м аннам̇
саган̣а̄йа бубхукшате
йа̄те — когда ушел; ш́ӯдре — гость шудра; анйах̣ — другой; ага̄т — пришел; атитхих̣ — гость; ш́вабхих̣ — окруженный псами; ра̄джан — о царь; ме — мне; дӣйата̄м — пусть будет дана; аннам — пища; са — с собаками; бубхукшате — голодному.

Перевод:

Как только шудра удалился, пришел другой гость со сворой псов и сказал: «О царь, пожалуйста, накорми меня и моих псов, ибо мы очень голодны».

Комментарий:

[]