Текст 37
Оригинал:
तं त्यक्तुकामां ममतां भर्तुस्त्यागविशङ्किताम् ।
नामनिर्वाचनं तस्य श्लोकमेनं सुरा जगु: ॥ ३७ ॥
Транскрипция:
там̇ тйакту-ка̄ма̄м̇ мамата̄м̇
бхартус тйа̄га-виш́ан̇кита̄м
на̄ма-нирва̄чанам̇ тасйа
ш́локам энам̇ сура̄ джагух̣
Синонимы:
там — его (новорожденного младенца); тйакту — желающей отвергнуть; мамата̄м — Мамате; бхартух̣ — страшащейся, что муж бросит ее за рождение внебрачного сына; на̄ма — используемый при церемонии наречения, нама карана; ш́локам — стих; энам — такой; сура̄х̣ — полубоги; джагух̣ — произнесли.
Перевод:
Страшась того, что муж бросит ее за рождение внебрачного сына, Мамата решила отказаться от него. Но полубоги нашли выход из затруднительного положения, дав ребенку имя.
Комментарий:
Согласно ведическим писаниям, сразу после рождения ребенка необходимо провести церемонии, которые называются джата-карма и нама-карана, во время которых сведущие брахманы проводят астрологические расчеты и составляют гороскоп новорожденного. Однако ребенок, которого родила Мамата, был зачат Брихаспати вопреки всем заповедям религии, поскольку он оплодотворил Мамату силой, несмотря на то, что она была женой Утатхьи. Так Брихаспати стал ее мужем (бхарта̄). По законам ведической культуры, жена принадлежит своему мужу. Детей, которые родились вне брака, называют два̄джа. Индусы по сей день употребляют слово догла — так называют ребенка, рожденного женщиной не от ее собственного мужа. Такому ребенку трудно дать имя, соблюдя при этом все необходимые правила. Видя, что Мамата обеспокоена этим, полубоги дали ее незаконнорожденному сыну имя Бхарадваджа, которое указывало на то, что заботиться о нем должны Мамата и Брихаспати.
Следующие материалы:
Текст 38
Оригинал:
मूढे भर द्वाजमिमं भर द्वाजं बृहस्पते ।
यातौ यदुक्त्वा पितरौ भरद्वाजस्ततस्त्वयम् ॥ ३८ ॥
Транскрипция:
мӯд̣хе бхара два̄джам имам̇
бхара два̄джам̇ бр̣хаспате
йа̄тау йад уктва̄ питарау
бхарадва̄джас татас тв айам
Синонимы:
мӯд̣хе — о неразумная; бхара — опекой; два̄джам — незаконнорожденного; имам — его (ребенка); бхара — опекой; два̄джам — незаконнорожденного; бр̣хаспате — о Брихаспати; йа̄тау — ушедшие; йат — которое; уктва̄ — сказав; питарау — отец и мать; бхарадва̄джах̣ — по имени Бхарадваджа; татах̣ — затем; ту — поистине; айам — этот ребенок.
Перевод:
Брихаспати сказал Мамате: «Послушай меня, неразумная женщина, хотя ребенок, рожденный тобой, зачат не твоим мужем, а другим мужчиной, ты должна заботиться о нем». На это Мамата ответила: «О Брихаспати, сам заботься о нем!» После этого и Брихаспати, и Мамата ушли. С тех пор их ребенка стали звать Бхарадваджа.
Комментарий:
[]
Текст 39
Оригинал:
चोद्यमाना सुरैरेवं मत्वा वितथमात्मजम् ।
व्यसृजन् मरुतोऽबिभ्रन् दत्तोऽयं वितथेऽन्वये ॥ ३९ ॥
Транскрипция:
чодйама̄на̄ сураир эвам̇
матва̄ витатхам а̄тмаджам
вйаср̣джан маруто ’бибхран
датто ’йам̇ витатхе ’нвайе
Синонимы:
чодйама̄на̄ — уговариваемая (взять на себя заботы о ребенке); сураих̣ — полубогами; эвам — так; матва̄ — сочтя; витатхам — бесполезного; а̄тмаджам — собственного ребенка; вйаср̣джат — отвергла; марутах̣ — полубоги, именуемые Марутами; абибхран — заботились (о ребенке); даттах̣ — отдан; айам — он; витатхе — в разочарованное; анвайе — семейство Махараджи Бхараты.
Перевод:
Хотя полубоги уговаривали Мамату позаботиться о ребенке, она отказалась от своего сына, сочтя его бесполезным, поскольку он был незаконнорожденным. Так ее ребенок оказался на попечении полубогов, именуемых Марутами. Когда Махараджа Бхарата уже отчаялся получить наследника, они дали ему этого ребенка в сыновья.
Комментарий:
Из этого стиха явствует, что тем, кому приходится покинуть высшие планетные системы, предоставляется возможность родиться в одной из самых знатных семей на Земле.
Так заканчивается комментарий Бхактиведанты к двадцатой главе Девятой песни «Шримад-Бхагаватам», которая называется «Династия Пуру».