Текст 13

श्रीशकुन्तलोवाच
विश्वामित्रात्मजैवाहं त्यक्ता मेनकया वने ।
वेदैतद् भगवान् कण्वो वीर किं करवाम ते ॥ १३ ॥
ш́рӣ-ш́акунталова̄ча
виш́ва̄митра̄тмаджаива̄хам̇
тйакта̄ менакайа̄ ване
ведаитад бхагава̄н кан̣во
вӣра ким̇ карава̄ма те
ш́рӣ — Шри Шакунтала сказала; виш́ва̄митра — дочь Вишвамитры; эва — поистине; ахам — я; тйакта̄ — оставленная; менакайа̄ — Менакой; ване — в лесу; веда — знает; этат — это (со всеми подробностями); бхагава̄н — великий мудрец; кан̣вах̣ — Канва; вӣра — о герой; ким — что; карава̄ма — делаю; те — для тебя.

Перевод:

Шакунтала ответила: Я дочь Вишвамитры. Моя мать, Менака, бросила меня в лесу. О герой, все это известно великому мудрецу Канве. Теперь же скажи, чем я могу тебе служить.

Комментарий:

Шакунтала сказала Махарадже Душманте, что, хотя она никогда не видела своих родителей, о них знал Канва Муни. Это он сказал Шакунтале, что она была дочерью Вишвамитры и что ее мать, Менака, бросила ее в лесу.
Следующие материалы:

Текст 14

आस्यतां ह्यरविन्दाक्ष गृह्यतामर्हणं च न: ।
भुज्यतां सन्ति नीवारा उष्यतां यदि रोचते ॥ १४ ॥
а̄сйата̄м̇ хй аравинда̄кша
гр̣хйата̄м архан̣ам̇ ча нах̣
бхуджйата̄м̇ санти нӣва̄ра̄
ушйата̄м̇ йади рочате
а̄сйата̄м — сядь; хи — поистине; аравинда — о великий герой, чьи глаза прекрасны, словно лепестки лотоса; гр̣хйата̄м — да будет принято; архан̣ам — скромное поклонение; ча — и; нах̣ — наше; бхуджйата̄м — да будет отведано; санти — имеется в запасе; нӣва̄ра̄х̣ — дикий рис; ушйата̄м — да поселишься здесь; йади — если; рочате — желаешь.

Перевод:

О царь, чьи глаза прекрасны, словно лепестки лотоса, прошу тебя, сядь и позволь мне по мере сил оказать тебе достойный прием. У меня припасено немного дикого риса, и ты можешь отведать его. Если хочешь, оставайся здесь, сколько сочтешь нужным.

Комментарий:

[]

Текст 15

श्रीदुष्मन्त उवाच
उपपन्नमिदं सुभ्रु जाताया: कुशिकान्वये ।
स्वयं हि वृणुते राज्ञां कन्यका: सद‍ृशं वरम् ॥ १५ ॥
ш́рӣ-душманта ува̄ча
упапаннам идам̇ субхру
джа̄та̄йа̄х̣ куш́ика̄нвайе
свайам̇ хи вр̣н̣уте ра̄джн̃а̄м̇
канйака̄х̣ садр̣ш́ам̇ варам
ш́рӣ — царь Душманта сказал; упапаннам — подобающее положению; идам — это; су — о прекраснобровая Шакунтала; джа̄та̄йа̄х̣ — родившиеся; куш́ика — в семействе Вишвамитры; свайам — лично; хи — поистине; вр̣н̣уте — выбирают; ра̄джн̃а̄м — царских семей; канйака̄х̣ — дочери; садр̣ш́ам — такого же по положению; варам — мужа.

Перевод:

Царь Душманта ответил: О прекраснобровая Шакунтала, ты родилась в семье великого мудреца Вишвамитры, и оказанный тобой прием достоин твоего происхождения. К тому же царские дочери обычно сами выбирают себе мужей.

Комментарий:

Принимая у себя Махараджу Душманту, Шакунтала сказала: «Дорогой царь, ты можешь оставаться здесь, сколько пожелаешь, а я стану прислуживать тебе, как могу». Тем самым она дала понять, что хочет выйти за Махараджу Душманту замуж. Что касается самого Махараджи Душманты, желание взять Шакунталу в жены возникло у него сразу, как только он увидел ее, поэтому их союз был предрешен. Чтобы убедить Шакунталу выйти за него замуж, Махараджа Душманта напомнил ей, что, как дочь царя, она сама могла выбрать себе супруга. В истории арийской цивилизации есть немало примеров того, как знатные царевны избирали себе в мужья одного из царевичей, участвовавших в открытом состязании. Так Ситадеви избрала своим мужем Господа Рамачандру, а Драупади — Арджуну, и помимо этого было много других подобных случаев. Юноше и девушке позволяется жениться по обоюдному согласию, или девушка может сама выбрать себе мужа на открытом состязании. Существует восемь видов брака. Один из них — тот, что заключается по обоюдному согласию, он называется браком по обычаю гандхарвов. Как правило, родители сами подбирают своим детям подходящую пару, но брак по обычаю гандхарвов заключается на основе личного выбора. Несмотря на то что в прошлом некоторые браки заключались на основе личного выбора или обоюдного согласия, такого явления, как развод, вызванный несогласием, в те дни не существовало. Разумеется, разводы иногда происходили среди людей низкого происхождения, но браки по обоюдному согласию встречались даже среди представителей высших сословий, и особенно в царских семьях кшатриев. Поэтому союз Махараджи Душманты и Шакунталы не противоречил ведическим традициям. О том, как был заключен этот брак, рассказывается в следующем стихе.