Текст 22
Оригинал:
स यै: स्पृष्टोऽभिदृष्टो वा संविष्टोऽनुगतोऽपि वा ।
कोसलास्ते ययु: स्थानं यत्र गच्छन्ति योगिन: ॥ २२ ॥
कोसलास्ते ययु: स्थानं यत्र गच्छन्ति योगिन: ॥ २२ ॥
Транскрипция:
са йаих̣ спр̣шт̣о ’бхидр̣шт̣о ва̄
сам̇вишт̣о ’нугато ’пи ва̄
косала̄с те йайух̣ стха̄нам̇
йатра гаччханти йогинах̣
сам̇вишт̣о ’нугато ’пи ва̄
косала̄с те йайух̣ стха̄нам̇
йатра гаччханти йогинах̣
Синонимы:
сах̣ — Он (Господь Рамачандра); йаих̣ — с кем; спр̣шт̣ах̣ — соприкасающийся; абхидр̣шт̣ах̣ — видимый; ва̄ — или; сам̇вишт̣ах̣ — вместе принимавший пищу, лежавший рядом; анугатах̣ — сопровождаемый; апи — даже; косала̄х̣ — жители Кошалы; те — они; йайух̣ — отправились; стха̄нам — в место; йатра — куда; гаччханти — отправляются; йогинах̣ — бхакти йоги.
Перевод:
Господь Рамачандра вернулся в Свою обитель, куда возносятся бхакти-йоги. Этой обители достигли все, кто, живя в Айодхье, служил Господу в Его проявленных играх — выражал Ему почтение, касался Его лотосных стоп, был свидетелем Его деяний заботливого царя, сидел или лежал рядом с Ним, как равный, или даже просто сопровождал Его.
Комментарий:
Господь говорит в «Бхагавад-гите» (4.9):
джанма карма ча ме дивйам
эвам̇ йо ветти таттватах̣
тйактва̄ дехам̇ пунар джанма
наити ма̄м эти со ’рджуна
эвам̇ йо ветти таттватах̣
тйактва̄ дехам̇ пунар джанма
наити ма̄м эти со ’рджуна
«Тот, кто постиг божественную природу Моего явления и деяний, больше никогда не родится в материальном мире. Покинув тело, он вернется в Мою вечную обитель, о Арджуна». Это подтверждается в данном стихе. Все обитатели Айодхьи, подданные Господа Рамачандры: те, кто служил Ему в качестве слуги, сидел рядом с Ним и по-дружески беседовал или имел с Ним какие-то иные отношения, когда Он правил царством, — все вернулись домой, к Богу. Преданный, достигший совершенства в преданном служении, в следующей жизни рождается в той вселенной, где Господь Рамачандра или Господь Кришна являют Свои игры. Научившись всячески служить Господу в этой праката-лиле, преданный в конце концов попадает в санатана-дхаму, высшую обитель духовного мира. Санатана-дхама упоминается и в «Бхагавад-гите» (парас тасма̄т ту бха̄во ’нйо ’вйакто ’вйакта̄т сана̄танах̣). Того, кто становится участником божественных игр Господа, называют нитья-лила-правиштой. Чтобы было понятно, куда вернулся Господь Рамачандра, здесь сказано, что Он вернулся в обитель, которой достигают бхакти-йоги. Имперсоналисты, неверно понимая утверждения «Шримад-Бхагаватам», думают, что Господь погрузился в собственное сияние и стал безличным. Но Господь — личность, и Его преданные — тоже личности. Все живые существа, как и Господь, обладали индивидуальностью в прошлом, обладают ею сейчас и сохранят ее в будущем, даже после смерти этого тела. Это подтверждает и «Бхагавад-гита».
Следующие материалы: