Текст 34

गोमूत्रयावकं श्रुत्वा भ्रातरं वल्कलाम्बरम् ।
महाकारुणिकोऽतप्यज्जटिलं स्थण्डिलेशयम् ॥ ३४ ॥
го-мӯтра-йа̄вакам̇ ш́рутва̄
бхра̄тарам̇ валкала̄мбарам
маха̄-ка̄рун̣ико ’тапйадж
джат̣илам̇ стхан̣д̣иле-ш́айам
го — питающегося ячменем, сваренным в коровьей моче; ш́рутва̄ — услышав; бхра̄тарам — про Бхарату, Своего брата; валкала — одевающегося в древесную кору; маха̄ — всемилостивый (Господь Рамачандра); атапйат — горько скорбел; джат̣илам — не расчесывающего волос; стхан̣д̣иле — спящего на кушасане, травяной подстилке.

Перевод:

Достигнув Айодхьи, Господь Рамачандра узнал, что все время, пока Его здесь не было, брат Рамачандры, Бхарата, питался ячменем, сваренным на моче коровы, одевался в древесную кору, не расчесывал и не стриг волосы и спал на подстилке из травы куша. Это известие повергло всемилостивого Господа в глубокую печаль.

Комментарий:

[]
Следующие материалы:

Текст 35-38

भरत: प्राप्तमाकर्ण्य पौरामात्यपुरोहितै: ।
पादुके शिरसि न्यस्य रामं प्रत्युद्यतोऽग्रजम् ॥ ३५ ॥
नन्दिग्रामात् स्वशिबिराद् गीतवादित्रनि:स्वनै: ।
ब्रह्मघोषेण च मुहु: पठद्भ‍िर्ब्रह्मवादिभि: ॥ ३६ ॥
स्वर्णकक्षपताकाभिर्हैमैश्चित्रध्वजै रथै: ।
सदश्वै रुक्‍मसन्नाहैर्भटै: पुरटवर्मभि: ॥ ३७ ॥
श्रेणीभिर्वारमुख्याभिर्भृत्यैश्चैव पदानुगै: ।
पारमेष्ठ्यान्युपादाय पण्यान्युच्चावचानि च ।
पादयोर्न्यपतत् प्रेम्णा प्रक्लिन्नहृदयेक्षण: ॥ ३८ ॥
бхаратах̣ пра̄птам а̄карн̣йа
паура̄ма̄тйа-пурохитаих̣
па̄дуке ш́ираси нйасйа
ра̄мам̇ пратйудйато ’граджам

нандигра̄ма̄т сва-ш́ибира̄д
гӣта-ва̄дитра-них̣сванаих̣
брахма-гхошен̣а ча мухух̣
пат̣хадбхир брахмава̄дибхих̣

сварн̣а-какша-пата̄ка̄бхир
хаимаиш́ читра-дхваджаи ратхаих̣
сад-аш́ваи рукма-санна̄хаир
бхат̣аих̣ пурат̣а-вармабхих̣

ш́рен̣ӣбхир ва̄ра-мукхйа̄бхир
бхр̣тйаиш́ чаива пада̄нугаих̣
па̄рамешт̣хйа̄нй упа̄да̄йа
пан̣йа̄нй учча̄вача̄ни ча
па̄дайор нйапатат премн̣а̄
праклинна-хр̣дайекшан̣ах̣
бхаратах̣ — Господь Бхарата; пра̄птам — про того, кто вернулся; а̄карн̣йа — услышав; паура — с горожанами; ама̄тйа — царедворцами; пурохитаих̣ — вместе с жрецами; па̄дуке — деревянные сандалии; ш́ираси — на голове; нйасйа — принеся; ра̄мам — Господа Рамачандру; пратйудйатах̣ — вышедший вперед, чтобы встретить; аграджам — старшего брата; нандигра̄ма̄т — из Нандиграмы, места, где Он жил; сва — из Своего лагеря; гӣта — пения и игры на музыкальных инструментах наподобие барабанов; них̣сванаих̣ — со звуками; брахма — со звуками ведических мантр; мухух̣ — постоянно; пат̣хадбхих̣ — читающими; брахма — лучшими брахманами; хаимаих̣ — золотыми; читра — с изукрашенными стягами; ратхаих̣ — с колесницами; сат — с прекрасными конями; рукма — с золотой; санна̄хаих̣ — упряжью; бхат̣аих̣ — с воинами; пурат̣а — одетыми в золотые доспехи; ш́рен̣ӣбхих̣ — процессией; ва̄ра — сопровождаемой красивыми, богато одетыми куртизанками; бхр̣тйаих̣ — слугами; ча — и; эва — поистине; пада — с пешим войском; па̄рамешт̣хйа̄ни — прочие атрибуты, предназначенные для встречи властителя; упа̄да̄йа — взяв; пан̣йа̄ни — драгоценные камни и тому подобное; учча — более и менее ценные; ча — и; па̄дайох̣ — у лотосных стоп Господа; нйапатат — пали; премн̣а̄ — в экстазе любви; праклинна — увлажнены; хр̣дайа — сердца; ӣкшан̣ах̣ — глаза.

Перевод:

Когда Господь Бхарата услышал, что Рамачандра возвращается в Айодхью, он тут же возложил на голову деревянные сандалии Шри Рамачандры и вышел навстречу Ему из своего обиталища в Нандиграме. Бхарату окружала свита из министров, жрецов и почтенных жителей царства, а также искусных музыкантов, игравших сладкозвучную музыку, и ученых брахманов, громко певших ведические гимны. Они ехали на колесницах, запряженных великолепными лошадьми в золотой упряжи. Колесницы были украшены расшитыми золотом флагами разного вида и размеров. Следом шествовали воины в золотых доспехах, слуги, несшие орехи бетеля, и прославленные красавицы-куртизанки. Слуги, которые шли пешком, несли зонтики, опахала, драгоценные камни и прочие атрибуты, которыми положено встречать царя. Окруженный этой свитой Господь Бхарата, с сердцем, растаявшим от радости, и с глазами, полными слез, подошел к Господу Рамачандре и в восторге любви припал к Его лотосным стопам.

Комментарий:

[]

Текст 39-40

पादुके न्यस्य पुरत: प्राञ्जलिर्बाष्पलोचन: ।
तमाश्लिष्य चिरं दोर्भ्यां स्‍नापयन् नेत्रजैर्जलै: ॥ ३९ ॥
रामो लक्ष्मणसीताभ्यां विप्रेभ्यो येऽर्हसत्तमा: ।
तेभ्य: स्वयं नमश्चक्रे प्रजाभिश्च नमस्कृत: ॥ ४० ॥
па̄дуке нйасйа пуратах̣
пра̄н̃джалир ба̄шпа-лочанах̣
там а̄ш́лишйа чирам̇ дорбхйа̄м̇
сна̄пайан нетраджаир джалаих̣

ра̄мо лакшман̣а-сӣта̄бхйа̄м̇
випребхйо йе ’рха-саттама̄х̣
тебхйах̣ свайам̇ намаш́чакре
праджа̄бхиш́ ча намаскр̣тах̣
па̄дуке — деревянные сандалии; нйасйа — поставив; пуратах̣ — перед (Господом Рамачандрой); пра̄н̃джалих̣ — сложивший в почтении руки; ба̄шпа — тот, у кого на глазах слезы; там — Его (Бхарату); а̄ш́лишйа — обняв; чирам — долго; дорбхйа̄м — (Своими) руками; сна̄пайан — омыл; нетра — текущими из глаз; джалаих̣ — водами; ра̄мах̣ — Господь Рамачандра; лакшман̣а — с Лакшманой и матерью Ситой; випребхйах̣ — ученым брахманам; арха — достойные поклонения; тебхйах̣ — тем; свайам — Сам; намах̣ — почтительно поклонился; праджа̄бхих̣ — горожанами; ча — и; намах̣ — тот, кому были принесены поклоны.

Перевод:

Поставив перед Господом Рамачандрой Его деревянные сандалии, Бхарата встал со сложенными руками. Глаза Его были полны слез. Господь Рамачандра обнял Бхарату обеими руками и долго не отпускал его, орошая брата слезами. Потом вместе с Ситой и Лакшманой Господь Рамачандра выразил глубокое почтение ученым брахманам и старшим членам семьи, а жители Айодхьи выразили свое почтение Господу.

Комментарий:

[]