Текст 37
Оригинал:
स तस्य तां दशां दृष्ट्वा कृपया भृशपीडित: ।
सुद्युम्नस्याशयन् पुंस्त्वमुपाधावत शङ्करम् ॥ ३७ ॥
Транскрипция:
са тасйа та̄м̇ даш́а̄м̇ др̣шт̣ва̄
кр̣пайа̄ бхр̣ш́а-пӣд̣итах̣
судйумнасйа̄ш́айан пум̇ствам
упа̄дха̄вата ш́ан̇карам
Синонимы:
сах̣ — он (Васиштха); тасйа — его (Судьюмны); та̄м — то; даш́а̄м — состояние; др̣шт̣ва̄ — увидев; кр̣пайа̄ — из милости; бхр̣ш́а — огорченный; судйумнасйа — для Судьюмны; а̄ш́айан — желающий; пум̇ствам — мужской облик; упа̄дха̄вата — поклонялся; ш́ан̇карам — Господу Шиве.
Перевод:
Увидев Судьюмну в столь плачевном состоянии, Васиштха преисполнился печали. Он пожелал вернуть царевичу его мужской облик и потому начал поклоняться Шанкаре (Шиве).
Комментарий:
[]
Следующие материалы:
Текст 38-39
Оригинал:
तुष्टस्तस्मै स भगवानृषये प्रियमावहन् ।
स्वां च वाचमृतां कुर्वन्निदमाह विशाम्पते ॥ ३८ ॥
मासं पुमान् स भविता मासं स्री तव गोत्रज: ।
इत्थं व्यवस्थया कामं सुद्युम्नोऽवतु मेदिनीम् ॥ ३९ ॥
Транскрипция:
тушт̣ас тасмаи са бхагава̄н
р̣шайе прийам а̄вахан
сва̄м̇ ча ва̄чам р̣та̄м̇ курванн
идам а̄ха виш́а̄мпате
ма̄сам̇ пума̄н са бхавита̄
ма̄сам̇ стрӣ тава готраджах̣
иттхам̇ вйавастхайа̄ ка̄мам̇
судйумно ’вату мединӣм
Синонимы:
тушт̣ах̣ — удовлетворенный; тасмаи — тому (Васиштхе); сах̣ — он (Господь Шива); бхагава̄н — могущественнейший; р̣шайе — великому мудрецу; прийам — доставляющий радость; сва̄м — и свое; ва̄чам — слово; р̣та̄м — правдивое; курван — хранящий; идам — это; а̄ха — сказал; виш́а̄мпате — о царь Парикшит; ма̄сам — месяц; пума̄н — мужчина; сах̣ — он (Судьюмна); бхавита̄ — будет; ма̄сам — месяц; стрӣ — женщина; тава — в твоей; готра — родившийся в роду твоих учеников; иттхам — так; вйавастхайа̄ — с условием; ка̄мам — по желанию; судйумнах̣ — царь Судьюмна; авату — пусть защищает; мединӣм — мир.
Перевод:
О царь Парикшит, Господь Шива остался доволен Васиштхой. Желая удовлетворить его и в то же время сдержать слово, которое он дал Парвати, Господь Шива сказал святому: «Твой ученик Судьюмна один месяц будет мужчиной, а следующий месяц — женщиной. Таким образом он сможет править миром».
Комментарий:
Здесь особенно важно слово готраджах̣. Брахманы обычно становятся духовными учителями не только тех, кто находит у них прибежище как у представителей парампары, но и тех, кто связан с ними кровным родством. И те и другие ученики принадлежат к одной готре, или династии. В истории ведического общества есть случаи, когда брахманы, кшатрии и даже вайшьи принадлежат к готре одного и того же риши. Поскольку готра и династия — одно и то же, нет разницы между учениками и членами семьи, которые связаны кровными узами. Такой порядок сохранился в Индии по сей день, особенно в случае заключения браков, когда принимается во внимание принадлежность к определенной готре. Здесь слово готраджах̣ относится и к членам одного рода, и к ученикам одной ученической цепи.
Текст 40
Оригинал:
आचार्यानुग्रहात् कामं लब्ध्वा पुंस्त्वं व्यवस्थया ।
पालयामास जगतीं नाभ्यनन्दन् स्म तं प्रजा: ॥ ४० ॥
Транскрипция:
а̄ча̄рйа̄нуграха̄т ка̄мам̇
лабдхва̄ пум̇ствам̇ вйавастхайа̄
па̄лайа̄м а̄са джагатӣм̇
на̄бхйанандан сма там̇ праджа̄х̣
Синонимы:
а̄ча̄рйа — благодаря милости духовного учителя; ка̄мам — желаемую; лабдхва̄ — обретя; пум̇ствам — мужскую природу; вйавастхайа̄ — решением (Господа Шивы); па̄лайа̄м — правил; джагатӣм — весь мир; на — не радовались; там — ему (царю); праджа̄х̣ — подданные.
Перевод:
Так по милости духовного учителя и по воле Господа Шивы Судьюмна снова стал мужчиной, хотя через каждый месяц ему приходилось менять мужской облик на женский. Это не очень радовало его подданных, но так или иначе позволяло ему править царством.
Комментарий:
Подданные поняли, что царь через каждый месяц превращается в женщину и потому половину времени не может исполнять царские обязанности. Вот почему они были недовольны.