Текст 6

उच्चावचेषु भूतेषु चरन् वायुरिवेश्वर: ।
नोच्चावचत्वं भजते निर्गुणत्वाद्धियो गुणै: ॥ ६ ॥
учча̄вачешу бхӯтешу
чаран ва̄йур ивеш́варах̣
ночча̄вачатвам̇ бхаджате
ниргун̣атва̄д дхийо гун̣аих̣
учча — среди имеющих тела, в соответствии с которыми их относят к высшим или низшим формам жизни; бхӯтешу — среди живых существ; чаран — действующий; ва̄йух̣ — словно воздух; ӣш́варах̣ — Верховный Господь; на — не; учча — свойства высших или низших типов жизни; бхаджате — разделяет; ниргун̣атва̄т — в силу трансцендентности по отношению к любым материальным качествам; дхийах̣ — тот, о ком следует думать; гун̣аих̣ — гунами материальной природы.

Перевод:

Подобно ветру, проносящемуся через разные виды атмосферы, Верховный Господь, хотя и принимает облик то человека, то животного, всегда остается вне влияния гун материальной природы и потому не зависит от принятой Им формы, высшей или низшей.

Комментарий:

Верховный Господь — повелитель материальной природы (майа̄дхйакшен̣а пракр̣тих̣ сӯйате сачара̄чарам). И поскольку Он повелевает законами природы, эти законы не властны над Ним. Его сравнивают здесь с ветром, который проносится через много разных мест, но свойства этих мест не влияют на него. Хотя иногда ветер несет с собой зловоние грязного места, сам по себе он не имеет к этому месту никакого отношения. Так и Верховная Личность Бога — средоточие всех добродетелей, — в отличие от обыкновенных живых существ, никогда не попадает под влияние материальных качеств. Пурушах̣ пракр̣ти-стхо хи бхун̇кте пракр̣тиджа̄н гун̣а̄н (Б.-г., 13.22). Качества материальной природы оказывают влияние на обыкновенное живое существо, пребывающее в материальном мире, но на Верховную Личность Бога эти качества никак не влияют. Те, кто не знает об этом, проявляют неуважение к Верховному Господу, считая Его обыкновенным живым существом (аваджа̄нанти ма̄м̇ мӯдха̄х̣). Парам̇ бха̄вам аджа̄нантах̣: к такому заключению приходят неразумные люди, которые ничего не знают о духовных качествах Господа.
Следующие материалы:

Текст 7

आसीदतीतकल्पान्ते ब्राह्मो नैमित्तिको लय: ।
समुद्रोपप्लुतास्तत्र लोका भूरादयो नृप ॥ ७ ॥
а̄сӣд атӣта-калпа̄нте
бра̄хмо наимиттико лайах̣
самудропаплута̄с татра
лока̄ бхӯр-а̄дайо нр̣па
а̄сӣт — был; атӣта — прошлой; калпа — в конце калпы; наимиттиках̣ — причиненный; лайах̣ — потоп; самудра — в океане; упаплута̄х̣ — затоплены; татра — там; лока̄х̣ — планеты; бхӯх̣ — Бхух, Бхувах и Свах, три локи.

Перевод:

О царь Парикшит, в конце прошлой калпы, прошлого дня Брахмы, когда Брахма погрузился в сон, вселенная подверглась уничтожению, и океанские воды затопили все три мира.

Комментарий:

[]

Текст 8

कालेनागतनिद्रस्य धातु: शिशयिषोर्बली ।
मुखतो नि:सृतान् वेदान् हयग्रीवोऽन्तिकेऽहरत् ॥ ८ ॥
ка̄лена̄гата-нидрасйа
дха̄тух̣ ш́иш́айишор балӣ
мукхато них̣ср̣та̄н веда̄н
хайагрӣво ’нтике ’харат
ка̄лена — в то время (в конце дня Брахмы); а̄гата — клонившегося в сон; дха̄тух̣ — Брахмы; ш́иш́айишох̣ — хотевшего спать; балӣ — могущественнейший; мукхатах̣ — изо рта; них̣ср̣та̄н — исходящее; веда̄н — ведическое знание; хайагрӣвах̣ — великий демон по имени Хаягрива; антике — (находящийся) неподалеку; ахарат — украл.

Перевод:

Когда Брахма, в конце своего дня почувствовав сонливость, пожелал лечь спать, Веды изошли из его уст, и великий демон по имени Хаягрива похитил их.

Комментарий:

[]