Текст 10

मनस्विन: कारुणिकस्य शोभनं
यदर्थिकामोपनयेन दुर्गति: ।
कुत: पुनर्ब्रह्मविदां भवाद‍ृशां
ततो वटोरस्य ददामि वाञ्छितम् ॥ १० ॥
манасвинах̣ ка̄рун̣икасйа ш́обханам̇
йад артхи-ка̄мопанайена дургатих̣
кутах̣ пунар брахма-вида̄м̇ бхава̄др̣ш́а̄м̇
тато ват̣ор асйа дада̄ми ва̄н̃чхитам
манасвинах̣ — необычайно щедрого; ка̄рун̣икасйа — прославившегося милосердием; ш́обханам — благоприятное; йат — которое; артхи — нуждающихся в деньгах; ка̄ма — удовлетворением; дургатих̣ — обнищание; кутах̣ — что; пунах̣ — опять (говорить); брахма — о тех, кто сведущ в трансцендентной науке (брахма видье); татах̣ — поэтому; ват̣ох̣ — брахмачари; асйа — этого (Ваманадевы); дада̄ми — даю; ва̄н̃чхитам — желаемое.

Перевод:

Раздавая пожертвования, щедрый и милосердный человек, несомненно, становится еще более добродетельным, особенно когда он жертвует таким благородным душам, как ты. Поэтому я должен дать маленькому брахмачари все, что Он хочет от меня.

Комментарий:

Никто не станет восхвалять человека, который разорился из-за того, что потерял все деньги в коммерческих сделках, проиграл их в азартные игры, потратил на любовниц или наркотики. Но если человек пожертвовал своим имуществом на благо других, все будут преклоняться перед ним. Кроме того, если щедрый и милосердный человек почитает за честь стать нищим, отдав свое имущество на благие цели, его бедность становится его украшением и выдает в нем великую личность. Поэтому Махараджа Бали решил, что, даже если, отдав все Ваманадеве, он станет нищим, его это вполне устроит.
Следующие материалы:

Текст 11

यजन्ति यज्ञंक्रतुभिर्यमाद‍ृता
भवन्त आम्नायविधानकोविदा: ।
स एव विष्णुर्वरदोऽस्तु वा परो
दास्याम्यमुष्मै क्षितिमीप्सितां मुने ॥ ११ ॥
йаджанти йаджн̃ам̇ кратубхир йам а̄др̣та̄
бхаванта а̄мна̄йа-видха̄на-ковида̄х̣
са эва вишн̣ур варадо ’сту ва̄ паро
да̄сйа̄мй амушмаи кшитим ӣпсита̄м̇ муне
йаджанти — поклоняются; йаджн̃ам — тому, кто наслаждается жертвоприношениями; кратубхих̣ — с различными предметами, используемыми для жертвоприношения; йам — которому (Верховной Личности); а̄др̣та̄х̣ — почтительные; бхавантах̣ — вы; а̄мна̄йа — великие святые, которым прекрасно известны ведические правила жертвоприношений; сах̣ — тот; эва — поистине; вишн̣ух̣ — Господь Вишну, Верховная Личность; варадах̣ — готовый одарить благословениями; асту — будет; ва̄ — или; парах̣ — пришедший как враг; да̄сйа̄ми — дам; амушмаи — Ему (Господу Вишну, Ваманадеве); кшитим — участок земли; ӣпсита̄м — желаемый; муне — о великий мудрец.

Перевод:

О премудрый, подобным тебе великим святым известно, как совершать ягьи и прочие ритуалы согласно предписаниям Вед. Такие люди всегда и везде поклоняются Господу Вишну. Поэтому, независимо от того, пришел ли Господь Вишну одарить меня благословениями или расправиться со мной как с врагом, я должен исполнить Его волю и без колебаний отдать Ему столько земли, сколько Он попросил.

Комментарий:

Господь Шива говорит:
а̄ра̄дхана̄на̄м̇ сарвеша̄м̇
вишн̣ор а̄ра̄дханам̇ парам
тасма̄т паратарам̇ деви
тадӣйа̄на̄м̇ самарчанам
Падма-пурана
Хотя в Ведах говорится о поклонении многочисленным полубогам, Господь Вишну — это Верховная Личность, и поклонение Ему является высшей целью жизни. Ведическая система общественного устройства, варнашрама, призвана сформировать общество таким образом, чтобы каждого подготовить к поклонению Господу Вишну.
варн̣а̄ш́рама̄ча̄равата̄
пурушен̣а парах̣ пума̄н
вишн̣ур а̄ра̄дхйате пантха̄
на̄нйат тат-тоша-ка̄ран̣ам
«Поклоняться Господу Вишну, Верховной Личности Бога, — значит должным образом выполнять свои обязанности, предусмотренные системой варн и ашрамов. Иного способа удовлетворить Верховную Личность Бога не существует» (Вишну-пурана, 3.8.9). Каждый человек в конечном счете должен поклоняться Господу Вишну, и ради этого общество варнашрамы делится на брахманов, кшатриев, вайшьев, шудр, брахмачари, грихастх, ванапрастх и санньяси. Махараджа Бали, усвоивший науку преданного служения от своего деда, Махараджи Прахлады, знал, что и как нужно делать. Никто — даже тот, кто выступал в роли его так называемого духовного учителя, — не мог ввести его в заблуждение. Это признак души, полностью преданной Богу. Бхактивинода Тхакур пишет:
ма̄раби ра̄кхаби — йо иччха̄ тоха̄ра̄
нитйа-да̄са-прати туйа̄ адхика̄ра̄
Вручая себя Господу Вишну, человек должен быть готов исполнять Его волю, независимо от того, что хочет сделать с ним Господь: убить или защитить. Господу Вишну нужно поклоняться при любых обстоятельствах.

Текст 12

यद्यप्यसावधर्मेण मां बध्नीयादनागसम् ।
तथाप्येनं न हिंसिष्ये भीतं ब्रह्मतनुं रिपुम् ॥ १२ ॥
йадйапй аса̄в адхармен̣а
ма̄м̇ бадхнӣйа̄д ана̄гасам
татха̄пй энам̇ на хим̇сишйе
бхӣтам̇ брахма-танум̇ рипум
йадйапи — даже если; асау — Он (Господь Вишну); адхармен̣а — нечестным образом; ма̄м — меня; бадхнӣйа̄т — убьет; ана̄гасам — не совершавшего греха; татха̄пи — даже тогда; энам — Ему; на — не; хим̇сишйе — дам отпор; бхӣтам — напуганному; брахма — принявшему облик брахмана брахмачари.

Перевод:

Хотя это Сам Вишну, из страха передо мной Он принял облик брахмана, просящего подаяние. И коль скоро Он явился в таком виде, пусть в нарушение законов религии Он возьмет меня под стражу или даже убьет — я не буду сопротивляться, хотя Он и враг мне.

Комментарий:

Если бы Господь Вишну пришел к Махарадже Бали в Своем истинном облике и попросил его о чем-то, Махараджа Бали, конечно же, тоже исполнил бы Его просьбу. Однако, просто чтобы немного развлечься и доставить удовольствие Своему преданному, Господь принял облик брахмана-брахмачари и пришел попросить у Махараджи Бали всего три шага земли.