Текст 1
Оригинал:
श्रीशुक उवाच
इत्थं विरिञ्चस्तुतकर्मवीर्य:
प्रादुर्बभूवामृतभूरदित्याम् ।
चतुर्भुज: शङ्खगदाब्जचक्र:
पिशङ्गवासा नलिनायतेक्षण: ॥ १ ॥
इत्थं विरिञ्चस्तुतकर्मवीर्य:
प्रादुर्बभूवामृतभूरदित्याम् ।
चतुर्भुज: शङ्खगदाब्जचक्र:
पिशङ्गवासा नलिनायतेक्षण: ॥ १ ॥
Транскрипция:
ш́рӣ-ш́ука ува̄ча
иттхам̇ вирин̃ча-стута-карма-вӣрйах̣
пра̄дурбабхӯва̄мр̣та-бхӯр адитйа̄м
чатур-бхуджах̣ ш́ан̇кха-гада̄бджа-чакрах̣
пиш́ан̇га-ва̄са̄ налина̄йатекшан̣ах̣
иттхам̇ вирин̃ча-стута-карма-вӣрйах̣
пра̄дурбабхӯва̄мр̣та-бхӯр адитйа̄м
чатур-бхуджах̣ ш́ан̇кха-гада̄бджа-чакрах̣
пиш́ан̇га-ва̄са̄ налина̄йатекшан̣ах̣
Синонимы:
ш́рӣ — Шри Шукадева Госвами сказал; иттхам — так; вирин̃ча — Бог, Верховная Личность, доблестные деяния которого всегда воспевает Господь Брахма; пра̄дурбабхӯва — явился; амр̣та — тот, кто всегда является в бессмертном образе; адитйа̄м — в (лоне) Адити; чатух̣ — четырехрукий; ш́ан̇кха — несущий раковину, булаву, лотос и диск; пиш́ан̇га — облаченный в желтое; налина — тот, чьи глаза подобны лепесткам расцветшего лотоса.
Перевод:
Шукадева Госвами сказал: После того как Господь Брахма произнес слова, восхвалявшие деяния и доблесть Верховной Личности Бога, Всевышний Господь, который, в отличие от обыкновенных живых существ, не знает смерти, явился в этот мир из лона Адити. В Его четырех руках красовались раковина, булава, лотос и диск, Он был облачен в желтые одежды, а глаза Его напоминали лепестки цветущего лотоса.
Комментарий:
В этом стихе особенно важно слово амр̣та- бхӯх̣. Иногда Господь как будто рождается, словно обыкновенный ребенок, однако это не значит, что Он подвержен мукам рождения, смерти или старости. Нужно обладать незаурядным разумом, чтобы постичь явление и деяния Верховного Господа в разных Его воплощениях. Подтверждением этому служат слова «Бхагавад-гиты» (4.9): джанма карма ча ме дивйам эвам̇ йо ветти таттватах̣. Надо постараться понять, что явление, уход и все деяния Господа обладают божественной природой (дивйам). Господь не имеет ничего общего с материальной деятельностью. Тот, кто постиг природу явления, ухода и деяний Господа, сразу обретает освобождение. Такому человеку никогда больше не придется получать материальное тело: покинув свое нынешнее тело, он попадает в духовный мир (тйактва̄ дехам̇ пунар джанма наити ма̄м эти со ’рджуна).
Следующие материалы: