Текст 1

श्रीशुक उवाच
इत्थं विरिञ्चस्तुतकर्मवीर्य:
प्रादुर्बभूवामृतभूरदित्याम् ।
चतुर्भुज: शङ्खगदाब्जचक्र:
पिशङ्गवासा नलिनायतेक्षण: ॥ १ ॥
ш́рӣ-ш́ука ува̄ча
иттхам̇ вирин̃ча-стута-карма-вӣрйах̣
пра̄дурбабхӯва̄мр̣та-бхӯр адитйа̄м
чатур-бхуджах̣ ш́ан̇кха-гада̄бджа-чакрах̣
пиш́ан̇га-ва̄са̄ налина̄йатекшан̣ах̣
ш́рӣ — Шри Шукадева Госвами сказал; иттхам — так; вирин̃ча — Бог, Верховная Личность, доблестные деяния которого всегда воспевает Господь Брахма; пра̄дурбабхӯва — явился; амр̣та — тот, кто всегда является в бессмертном образе; адитйа̄м — в (лоне) Адити; чатух̣ — четырехрукий; ш́ан̇кха — несущий раковину, булаву, лотос и диск; пиш́ан̇га — облаченный в желтое; налина — тот, чьи глаза подобны лепесткам расцветшего лотоса.

Перевод:

Шукадева Госвами сказал: После того как Господь Брахма произнес слова, восхвалявшие деяния и доблесть Верховной Личности Бога, Всевышний Господь, который, в отличие от обыкновенных живых существ, не знает смерти, явился в этот мир из лона Адити. В Его четырех руках красовались раковина, булава, лотос и диск, Он был облачен в желтые одежды, а глаза Его напоминали лепестки цветущего лотоса.

Комментарий:

В этом стихе особенно важно слово амр̣та- бхӯх̣. Иногда Господь как будто рождается, словно обыкновенный ребенок, однако это не значит, что Он подвержен мукам рождения, смерти или старости. Нужно обладать незаурядным разумом, чтобы постичь явление и деяния Верховного Господа в разных Его воплощениях. Подтверждением этому служат слова «Бхагавад-гиты» (4.9): джанма карма ча ме дивйам эвам̇ йо ветти таттватах̣. Надо постараться понять, что явление, уход и все деяния Господа обладают божественной природой (дивйам). Господь не имеет ничего общего с материальной деятельностью. Тот, кто постиг природу явления, ухода и деяний Господа, сразу обретает освобождение. Такому человеку никогда больше не придется получать материальное тело: покинув свое нынешнее тело, он попадает в духовный мир (тйактва̄ дехам̇ пунар джанма наити ма̄м эти со ’рджуна).
Следующие материалы:

Текст 2

श्यामावदातो झषराजकुण्डल-
त्विषोल्ल‍सच्छ्रीवदनाम्बुज: पुमान् ।
श्रीवत्सवक्षा बलयाङ्गदोल्ल‍स-
त्किरीटकाञ्चीगुणचारुनूपुर: ॥ २ ॥
ш́йа̄ма̄вада̄то джхаша-ра̄джа-кун̣д̣ала-
твишолласач-чхрӣ-вадана̄мбуджах̣ пума̄н
ш́рӣватса-вакша̄ балайа̄н̇гадолласат-
кирӣт̣а-ка̄н̃чӣ-гун̣а-ча̄ру-нӯпурах̣
ш́йа̄ма — тот, чье тело имеет темный цвет и никогда не оскверняется; джхаша — двух серег, сделанных в форме акул; твиша̄ — сияние; улласат — источающий; ш́рӣ — тот, у кого прекрасный лотосоподобный лик; пума̄н — Верховная Личность; ш́рӣватса — тот, на груди у кого знак Шриватсы; балайа — браслеты, которые носят на запястье; ан̇гада — браслеты, которые носят выше локтя; улласат — ослепительный; кирӣт̣а — шлем; ка̄н̃чӣ — пояс; гун̣а — священный шнур; ча̄ру — красивые; нӯпурах̣ — тот, у кого колокольчики на лодыжках.

Перевод:

Смуглое тело Личности Бога было безупречно. Лик Господа, украшенный серьгами в форме акул, был похож на дивный лотос. На Его груди, которую пересекал священный шнур, красовался знак Шриватсы, на запястьях и предплечьях — браслеты, на голове — сверкающий шлем, на талии — пояс, а на лодыжках — ножные колокольчики.

Комментарий:

[]

Текст 3

मधुव्रतव्रातविघुष्टया स्वया
विराजित: श्रीवनमालया हरि: ।
प्रजापतेर्वेश्मतम: स्वरोचिषा
विनाशयन् कण्ठनिविष्टकौस्तुभ: ॥ ३ ॥
мадху-врата-вра̄та-вигхушт̣айа̄ свайа̄
вира̄джитах̣ ш́рӣ-ванама̄лайа̄ харих̣
праджа̄патер веш́ма-тамах̣ сварочиша̄
вина̄ш́айан кан̣т̣ха-нивишт̣а-каустубхах̣
мадху — пчел, которые всегда ищут меда; вра̄та — роем; вигхушт̣айа̄ — гудящим; свайа̄ — своей; вира̄джитах̣ — блистающий; ш́рӣ — прекрасной; вана — цветочной гирляндой; харих̣ — Верховный Господь; праджа̄патех̣ — Кашьяпы Муни, Праджапати; веш́ма — тьму в доме; сва — Своим сиянием; вина̄ш́айан — рассеивающий; кан̣т̣ха — на шее; нивишт̣а — носимый; каустубхах̣ — тот, у кого драгоценный камень Каустубха.

Перевод:

Необычайной красоты гирлянда свисала с Его плеч, и множество пчел, привлеченных сладостным ароматом ее цветов, с жужжанием вились вокруг в поисках меда. Появившись с драгоценным камнем Каустубха на шее, Господь Своим сиянием рассеял тьму в доме Праджапати Кашьяпы Муни.

Комментарий:

[]