Текст 21

श्रीशुक उवाच
एतावदुक्त्वा भगवांस्तत्रैवान्तरधीयत ।
अदितिर्दुर्लभं लब्ध्वा हरेर्जन्मात्मनि प्रभो: ।
उपाधावत् पतिं भक्त्या परया कृतकृत्यवत् ॥ २१ ॥
ш́рӣ-ш́ука ува̄ча
эта̄вад уктва̄ бхагава̄м̇с
татраива̄нтарадхӣйата
адитир дурлабхам̇ лабдхва̄
харер джанма̄тмани прабхох̣
упа̄дха̄ват патим̇ бхактйа̄
парайа̄ кр̣та-кр̣тйават
ш́рӣ — Шукадева Госвами сказал; эта̄ват — так; уктва̄ — сказав (ей); бхагава̄н — Верховный Господь; татра — там же; антах̣ — исчез; адитих̣ — Адити; дурлабхам — очень редкое приобретение; лабдхва̄ — получив; харех̣ — Верховной Личности Бога; джанма — рождение; а̄тмани — в себе; прабхох̣ — Господа; упа̄дха̄ват — отправилась; патим — к мужу; бхактйа̄ — с преданностью; парайа̄ — великой; кр̣та — как та, которой выпала огромная удача.

Перевод:

Шукадева Госвами сказал: Произнеся эти слова, Верховный Господь исчез. Так Адити получила от Господа драгоценное благословение: Он пообещал стать ее сыном. Она почувствовала себя необычайно счастливой и, преисполнившись глубокой преданности, направилась к своему супругу.

Комментарий:

[]
Следующие материалы:

Текст 22

स वै समाधियोगेन कश्यपस्तदबुध्यत ।
प्रविष्टमात्मनि हरेरंशं ह्यवितथेक्षण: ॥ २२ ॥
са ваи сама̄дхи-йогена
каш́йапас тад абудхйата
правишт̣ам а̄тмани харер
ам̇ш́ам̇ хй авитатхекшан̣ах̣
сах̣ — он (Кашьяпа Муни); ваи — поистине; сама̄дхи — мистической медитацией; каш́йапах̣ — Кашьяпа Муни; тат — то; абудхйата — понял; правишт̣ам — вошедшую; а̄тмани — в себя; харех̣ — Верховного Господа; ам̇ш́ам — полную экспансию; хи — воистину; авитатха — тот, чье видение всегда безошибочно.

Перевод:

Кашьяпа Муни узрел в медитативном трансе, что в него вошла полная экспансия Верховной Личности Бога.

Комментарий:

[]

Текст 23

सोऽदित्यां वीर्यमाधत्त तपसा चिरसम्भृतम् ।
समाहितमना राजन्दारुण्यग्निं यथानिल: ॥ २३ ॥
со ’дитйа̄м̇ вӣрйам а̄дхатта
тапаса̄ чира-самбхр̣там
сама̄хита-мана̄ ра̄джан
да̄рун̣й агним̇ йатха̄нилах̣
сах̣ — он (Кашьяпа); адитйа̄м — в Адити; вӣрйам — семя; а̄дхатта — вложил; тапаса̄ — аскезой; чира — удерживаемое очень много лет; сама̄хита — пребывающий в трансе, в полном сосредоточении на Верховной Личности Бога; ра̄джан — о царь; да̄рун̣и — в дрова; агним — огонь; йатха̄ — как; анилах̣ — ветер.

Перевод:

О царь, подобно тому как ветер приводит в движение стволы деревьев, которые трутся друг о друга и порождают огонь, Кашьяпа Муни, пребывающий на трансцендентном уровне и всецело погруженный в Верховную Личность Бога, поместил свою энергию в лоно Адити.

Комментарий:

Лесной пожар начинается с того, что стволы деревьев, раскачиваемые ветром, начинают тереться друг о друга. Однако сам огонь не является ни деревом, ни ветром: он всегда отличен от них. Точно так же, когда Кашьяпа Муни соединился с Адити, это не было половым актом обыкновенных людей. Верховная Личность Бога не имеет никакого отношения к слиянию мужских и женских половых клеток. Господь всегда вне любых материальных процессов.
Шри Кришна говорит в «Бхагавад-гите» (9.29): само ’хам̇ сарва- бхӯтешу — «Я одинаково отношусь ко всем живым существам». Тем не менее, чтобы защитить преданных и уничтожить демонов, нарушителей миропорядка, Господь вошел в лоно Адити. Следовательно, это было божественной лилой Господа, и ее нужно правильно понимать. Не следует думать, что Господь стал сыном Адити так же, как рождаются обыкновенные дети: в результате соития мужчины и женщины.
Здесь будет уместным затронуть вопрос, который в наши дни вызывает немало споров, — вопрос о происхождении жизни. Жизненное начало — душа — отлично от яйцеклеток и сперматозоидов. Хотя обусловленная душа не имеет ничего общего с мужскими и женскими половыми клетками, ее помещают в то или иное положение, которое соответствует ее прошлым поступкам (карман̣а̄ даива-нетрен̣а). Но сама жизнь не возникает от соединения двух типов половых клеток: она независима от материальных составляющих. В «Бхагавад-гите» подробно объясняется, что живое существо не подвержено материальным воздействиям. Его невозможно сжечь огнем, рассечь острым оружием, смочить водой или иссушить ветром. Оно полностью отлично от физических элементов, но по высшей воле его помещают в эти материальные стихии. Живое существо не имеет ничего общего с материей (асан̇го хй айам̇ пурушах̣), но, поскольку его поместили в материальные условия, оно страдает от воздействия трех гун природы.
пурушах̣ пракр̣ти-стхо хи
бхун̇кте пракр̣тиджа̄н гун̣а̄н
ка̄ран̣ам̇ гун̣а-сан̇го ’сйа
сад-асад-йони-джанмасу
«Так живое существо, оказавшееся в материальном мире, следует дорогами жизни и наслаждается тремя гунами природы. Оно соприкасается с материей и в результате встречается с добром и злом в разных формах жизни» (Б.-г., 13.22). Хотя душа всегда отлична от материальных элементов, ее помещают в определенные условия этого мира и ей приходится страдать от последствий своей материальной деятельности.