Текст 14

श्रीशुक उवाच
एवमभ्यर्थितो विष्णुर्भगवान् शूलपाणिना । प्रहस्य भावगम्भीरं गिरिशं प्रत्यभाषत ॥ १४ ॥
ш́рӣ-ш́ука ува̄ча
эвам абхйартхито вишн̣ур
бхагава̄н ш́ӯла-па̄н̣ина̄
прахасйа бха̄ва-гамбхӣрам̇
гириш́ам̇ пратйабха̄шата
ш́рӣ — Шри Шукадева Госвами сказал; эвам — так; абхйартхитах̣ — спрошенный; вишн̣ух̣ — Господь Вишну, Личность Бога; ш́ӯла — Господом Шивой, держащим в руке трезубец; прахасйа — засмеявшись; бха̄ва — серьезно; гириш́ам — Господу Шиве; пратйабха̄шата — ответил.

Перевод:

Шукадева Госвами сказал: Когда господь Вишну услышал просьбу Господа Шивы, носящего в руке трезубец, Он загадочно улыбнулся и ответил Господу Шиве.

Комментарий:

Вишну, Верховного Господа, называют Йогешварой. Йатра йогеш́варах̣ кр̣шн̣ах̣. Люди, желая обрести какие-то сверхъестественные способности, занимаются йогой, но Кришна, Верховная Личность Бога, — высший повелитель всех мистических сил. Господь Шива захотел увидеть Мохини-мурти, которая пленила своей красотой весь мир, и Господь Вишну стал думать, как очаровать и Господа Шиву. Поэтому в стихе употреблено слово бха̄ва- гамбхӣрам. Дургадеви, олицетворяющая материальную энергию иллюзии, является женой Гириши, Господа Шивы. Она не в силах пленить его ум, но сейчас Господь Шива пожелал увидеть женское воплощение Вишну, и Верховный Господь намерился с помощью Своей мистической силы принять облик, который очарует даже Самого Шиву. Вот почему Господь Вишну пребывал в раздумье и в то же время улыбался.
Следующие материалы:

Текст 15

श्रीभगवानुवाच
कौतूहलाय दैत्यानां योषिद्वेषो मया धृत: । पश्यता सुरकार्याणि गते पीयूषभाजने ॥ १५ ॥
ш́рӣ-бхагава̄н ува̄ча
каутӯхала̄йа даитйа̄на̄м̇
йошид-вешо майа̄ дхр̣тах̣
паш́йата̄ сура-ка̄рйа̄н̣и
гате пӣйӯша-бха̄джане
ш́рӣ — Бог, Верховная Личность, сказал; каутӯхала̄йа — чтобы ввести в заблуждение; даитйа̄на̄м — демонов; йошит — обличье прекрасной женщины; майа̄ — Мною; дхр̣тах̣ — принято; паш́йата̄ — видя, что Я должен это сделать; сура — чтобы позаботиться о полубогах; гате — отнятый; пӣйӯша — кувшин с нектаром.

Перевод:

Верховный Господь сказал: Когда демоны забрали себе кувшин с нектаром, Я принял облик прекрасной женщины, чтобы обманными речами ввести их в заблуждение и тем самым помочь полубогам.

Комментарий:

Когда Верховный Господь принял облик красавицы Мохини-мурти, демоны были полностью очарованы Ею, однако присутствовавшие при этом полубоги не теряли самообладания. Иначе говоря, мужчины с демоничным нравом, увидев красивую женщину, тут же теряют голову, но те, кто развил в себе сознание Кришны или хотя бы поднялся на уровень гуны благости, не сходят с ума из-за женщин. Верховный Господь знал, что Шива — не обыкновенное существо, поэтому даже самая прекрасная женщина не сможет его очаровать. Сам бог любви, Купидон, пытался разжечь в Господе Шиве влечение к Парвати, но тот не поддался его чарам. Более того, пламя, вырвавшееся из глаз Шивы, испепелило Купидона. Поэтому Господу Вишну надо было подумать, какой Ему принять облик, чтобы очаровать самого Господа Шиву. И поэтому, как было сказано в предыдущем стихе (прахасйа бха̄ва-гамбхӣрам), Господь Вишну задумчиво улыбался. Зная, что ни одна красавица не способна вызвать у Господа Шивы вожделение, Господь Вишну раздумывал, какой же должна быть женщина, которая могла бы его очаровать.

Текст 16

तत्तेऽहं दर्शयिष्यामि दिद‍ृक्षो: सुरसत्तम । कामिनां बहु मन्तव्यं सङ्कल्पप्रभवोदयम् ॥ १६ ॥
тат те ’хам̇ дарш́айишйа̄ми
дидр̣кшох̣ сура-саттама
ка̄мина̄м̇ баху мантавйам̇
сан̇калпа-прабхаводайам
тат — тот; те — тебе; ахам — Я; дарш́айишйа̄ми — покажу; дидр̣кшох̣ — желающему увидеть; сура — о лучший из полубогов; ка̄мина̄м — похотливых; баху — очень; мантавйам — предмет обожания; сан̇калпа — вожделение; прабхава — резко пробуждающий.

Перевод:

О лучший из полубогов, сейчас Я явлю тебе облик, который очень нравится сластолюбцам. Коли ты того желаешь, Я предстану перед тобой в этом образе.

Комментарий:

Попросив Господа Вишну предстать перед ним в облике очаровательной красавицы, Господь Шива просто пошутил. Он знал, что ни одна так называемая красавица не сможет вскружить ему голову. «Конечно, Дайтьи были очарованы Ею, — думал Господь Шива, — но ведь даже полубоги оставались невозмутимыми. Что уж говорить обо мне, лучшем из полубогов?» Но поскольку Шива пожелал увидеть женское воплощение Верховного Господа Вишну, Господь решил предстать перед ним в облике такой женщины, которая тут же ввергла бы его в океан вожделения. По сути дела, Господь Вишну сказал Шиве: «Я покажу тебе Свой женский облик, но, если тебя охватит вожделение, не вини Меня в этом». Женская красота очень притягательна для тех, кто обуреваем вожделением, однако пленить того, кто возвысился над плотскими желаниями и достиг уровня сознания Кришны, очень трудно. Впрочем, по воле Верховной Личности Бога все возможно. Господь Вишну решил проверить, сумеет ли Шива сохранить самообладание.