Текст 5

आकूत्यां देवहूत्यां च दुहित्रोस्तस्य वै मनो: ।
धर्मज्ञानोपदेशार्थं भगवान्पुत्रतां गत: ॥ ५ ॥
а̄кӯтйа̄м̇ девахӯтйа̄м̇ ча
духитрос тасйа ваи манох̣
дхарма-джн̃а̄нопадеш́а̄ртхам̇
бхагава̄н путрата̄м̇ гатах̣
а̄кӯтйа̄м — в лоне Акути; девахӯтйа̄м — в лоне Девахути; духитрох̣ — (двух) дочерей; тасйа — его; ваи — в действительности; манох̣ — Сваямбхувы Ману; дхарма — о религии; джн̃а̄на — о знании; упадеш́а — для того, чтобы дать наставления; бхагава̄н — Верховная Личность Бога; путрата̄м — сыновство (став сыном Акути и Девахути); гатах̣ — принявший.

Перевод:

У Сваямбхувы Ману было две дочери, Акути и Девахути. Их сыновьями стали Ягьямурти и Капила, в образе которых явился Сам Верховный Господь. Оба сына пришли проповедовать религию и знание.

Комментарий:

Сына Девахути звали Капилой, а сына Акути — Ягьямурти. Они оба учили религии и философии.
Следующие материалы:

Текст 6

कृतं पुरा भगवत: कपिलस्यानुवर्णितम् ।
आख्यास्ये भगवान्यज्ञो यच्चकार कुरूद्वह ॥ ६ ॥
кр̣там̇ пура̄ бхагаватах̣
капиласйа̄нуварн̣итам
а̄кхйа̄сйе бхагава̄н йаджн̃о
йач чака̄ра курӯдваха
кр̣там — сделано; пура̄ — прежде; бхагаватах̣ — Верховной Личности Бога; капиласйа — Капила, сын Девахути; ануварн̣итам — подробное описание; а̄кхйа̄сйе — описываю (сейчас); бхагава̄н — Верховная Личность Бога; йаджн̃ах̣ — по имени Ягьяпати или Ягьямурти; йат — что; чака̄ра — совершил; куру — о лучший из Куру.

Перевод:

О лучший из Куру, я уже поведал [в Третьей песни] о деяниях Капилы, сына Девахути. Теперь я опишу деяния Ягьяпати, сына Акути.

Комментарий:

[]

Текст 7

विरक्त: कामभोगेषु शतरूपापति: प्रभु: ।
विसृज्य राज्यं तपसे सभार्यो वनमाविशत् ॥ ७ ॥
вирактах̣ ка̄ма-бхогешу
ш́атарӯпа̄-патих̣ прабхух̣
виср̣джйа ра̄джйам̇ тапасе
сабха̄рйо ванам а̄виш́ат
вирактах̣ — лишенный привязанности; ка̄ма — в удовлетворении чувств (в жизни гр̣хастхи); ш́атарӯпа̄ — муж Шатарупы, Сваямбхува Ману; прабхух̣ — владыка или царь мира; виср̣джйа — оставив; ра̄джйам — царство; тапасе — ради аскезы; са — сопровождаемый женой; ванам — в лес; а̄виш́ат — вошел.

Перевод:

Сваямбхува Ману, муж Шатарупы, от рождения был совсем не склонен к наслаждениям. Поэтому он отрекся от своего царства, дарившего все виды чувственных наслаждений, и вместе со своей женой удалился в лес, чтобы посвятить себя подвигу.

Комментарий:

В «Бхагавад-гите» (4.2) сказано: эвам̇ парампара̄-пра̄птам имам̇ ра̄джаршайо видух̣. «Эта высшая наука передавалась по цепи духовных учителей, и так познавали ее святые цари». Все Ману были идеальными царями. Они были раджарши. Иными словами, хотя они занимали положение царей, они в чем не уступали великим святым. Сваямбхува Ману, например, был императором мира, и тем не менее у него не было желания наслаждаться. В этом смысл монархии. Царь, правящий государством, или император, стоящий во главе империи, должен быть воспитан так, чтобы он смолоду не имел привязанности к чувственным удовольствиям. Если человек становится царем, это вовсе не значит, что он может сорить деньгами и тратить их на увеселения. Когда цари начинают тратить деньги на свои забавы и развлечения, монархии приходит конец. Именно это произошло в нашу эпоху. С приходом в упадок монархии люди создали демократию, но и она вырождается. Теперь по законам природы наступают времена диктаторских режимов, которые сделают жизнь обычных людей очень и очень тяжелой. Если царь или диктатор единолично, или члены правительства сообща не способны править государством на основе законов, изложенных в «Ману-самхите», век их правления будет недолог.