Текст 54

प्रीणन्ति ह्यथ मां धीरा: सर्वभावेन साधव: ।
श्रेयस्कामा महाभाग सर्वासामाशिषां पतिम् ॥ ५४ ॥
прӣн̣анти хй атха ма̄м̇ дхӣра̄х̣
сарва-бха̄вена са̄дхавах̣
ш́рейас-ка̄ма̄ маха̄-бха̄га
сарва̄са̄м а̄ш́иша̄м̇ патим
прӣн̣анти — доставляют удовольствие; хи — поистине; атха — поэтому; ма̄м — Мне; дхӣра̄х̣ — те, кто отличается разумностью, здравомыслием; сарва — всеми способами, служа Мне в различных настроениях; са̄дхавах̣ — очень благонравные, совершенно безупречные люди; ш́рейас — желающие обрести величайшее благо; маха̄ — о необычайно удачливый; сарва̄са̄м — всех; а̄ш́иша̄м — благословений; патим — владыке (Мне).

Перевод:

О Прахлада, тебе очень повезло. Знай же, что самые мудрые и возвышенные люди стараются удовлетворить Меня, служа Мне в самых разных настроениях, ибо Я — единственный, кто способен исполнить все желания любого существа.

Комментарий:

Слова дхӣра̄х̣ сарва-бха̄вена не означают «как тебе заблагорассудится». Бхава — это преддверие любви к Богу.
атха̄сактис тато бха̄вас
татах̣ према̄бхйудан̃чати
са̄дхака̄на̄м айам̇ премн̣ах̣
пра̄дурбха̄ве бхавет крамах̣
( Бхакти-расамрита-синдху, 1.4.16 )
Бхава — это ступень духовного развития, непосредственно предшествующая любви к Богу. Под словом сарва-бха̄ва подразумевается, что душа может любить Верховного Господа, находясь с Ним в различных духовных отношениях, таких как дасья, сакхья, ватсалья и мадхурья. Шанта-раса — это граница царства любовного служения Господу. Чистая любовь к Богу начинается с дасьи. Развиваясь, она принимает формы сакхьи, ватсальи, а затем мадхурьи. Все пять видов отношений с Верховным Господом дают нам возможность с любовью служить Ему. Главное — любить Бога, а служить Ему можно, находясь на любом из этих уровней.
Следующие материалы:

Текст 55

श्रीनारद उवाच
एवं प्रलोभ्यमानोऽपि वरैर्लोकप्रलोभनै: ।
एकान्तित्वाद् भगवति नैच्छत्तानसुरोत्तम: ॥ ५५ ॥
ш́рӣ-на̄рада ува̄ча
эвам̇ пралобхйама̄но ’пи
вараир лока-пралобханаих̣
эка̄нтитва̄д бхагавати
наиччхат та̄н асуроттамах̣
ш́рӣ — великий святой Нарада сказал; эвам — так; пралобхйама̄нах̣ — прельщаемый или побуждаемый; апи — хотя; вараих̣ — благословениями; лока — мира; пралобханаих̣ — различными соблазнами; эка̄нтитва̄т — благодаря беззаветной преданности; бхагавати — Верховной Личности Бога; на — не хотел; та̄н — этих (благословений); асура — Махараджа Прахлада, лучший из тех, кто родился в семье асуров.

Перевод:

Нарада Муни сказал: Махараджа Прахлада был лучшим отпрыском рода асуров, всегда ищущих материального счастья. Сам Бог, Верховная Личность, готов был даровать ему любые мирские блага, но Прахладу, полностью погруженного в сознание Кришны, не прельщали чувственные удовольствия, и он не хотел просить у Господа ничего материального.

Комментарий:

Чистые преданные, подобные Махарадже Прахладе и Махарадже Дхруве, сколько бы ни служили Господу, не ждут от Него материальной награды за служение. Когда Господь предстал перед Махараджей Дхрувой, тот не захотел от Господа никаких мирских благ: сва̄мин кр̣та̄ртхо ’сми варам̇ на йа̄че. Махараджа Дхрува — чистый преданный Господа, поэтому он не в силах был просить Его о чем-то материальном. Шри Чайтанья Махапрабху учит нас, о чем должен молиться преданный:
на дханам̇ на джанам̇ на сундарӣм̇
кавита̄м̇ ва̄ джагад-ӣш́а ка̄майе
мама джанмани джанманӣш́варе
бхавата̄д бхактир ахаитукӣ твайи
«О мой Господь, Джагадиша, я не прошу, чтобы Ты даровал мне мирские богатства, известность или красоту. Единственное, чего я хочу, — это служить Тебе. Пожалуйста, сделай меня слугой слуги Твоего слуги».
Так заканчивается комментарий Бхактиведанты к девятой главе Седьмой песни «Шримад-Бхагаватам», которая называется «Прахлада успокаивает Господа Нрисимхадеву молитвами».