Текст 6

क्रुद्धस्य यस्य कम्पन्ते त्रयो लोका: सहेश्वरा: ।
तस्य मेऽभीतवन्मूढ शासनं किं बलोऽत्यगा: ॥ ६ ॥
круддхасйа йасйа кампанте
трайо лока̄х̣ сахеш́вара̄х̣
тасйа ме ’бхӣтаван мӯд̣ха
ш́а̄санам̇ ким̇ бало ’тйага̄х̣
круддхасйа — когда разгневан; йасйа — который; кампанте — дрожат; трайах̣ — три мира; саха — вместе с их правителями; тасйа — того; ме — меня (Хираньякашипу); абхӣта — не боящийся; мӯд̣ха — негодяй; ш́а̄санам — повеление; ким — какой; балах̣ — силой; атйага̄х̣ — нарушил.

Перевод:

Прахлада, ты ведь знаешь, негодяй, что, когда я прихожу в гнев, во всех трех мирах содрогаются планеты и их правители начинают трепетать от страха. Кто же дал тебе такую силу, что ты, ничего не боясь, дерзаешь нарушать мою волю?

Комментарий:

Отношения между чистым преданным и Верховной Личностью Бога необычайно сладостны. Преданный никогда не стремится обрести могущество; вместо этого он полностью укрывается под сенью лотосных стоп Кришны, твердо зная, что Кришна защитит его от любой опасности. Кришна Сам говорит об этом в «Бхагавад-гите» (9.31): каунтейа пратиджа̄нӣхи на ме бхактах̣ пран̣аш́йати — «О сын Кунти, смело провозглашай, что Мой преданный никогда не погибнет». Кришна не стал провозглашать эту истину Сам, а попросил возвестить о ней Арджуну, ибо Кришна иногда меняет Свою точку зрения, и потому люди могут Ему не поверить. Так что именно Арджуна должен был провозгласить, что преданный Господа никогда не погибает.
Хираньякашипу недоумевал, как его пятилетний ребенок мог так осмелеть, что теперь пренебрегает повелениями своего великого и могущественного отца. Преданный выполняет только повеления Верховной Личности Бога. Таков его принцип. Хираньякашипу понимал: раз этот мальчик не подчиняется его распоряжениям, значит, он обладает огромной силой. Вот почему он спросил Прахладу: ким̇ балах̣ — «Как ты осмелился нарушить мою волю? Кто дал тебе такую силу?»
Следующие материалы:

Текст 7

श्रीप्रह्राद उवाच
न केवलं मे भवतश्च राजन्
स वै बलं बलिनां चापरेषाम् ।
परेऽवरेऽमी स्थिरजङ्गमा ये
ब्रह्मादयो येन वशं प्रणीता: ॥ ७ ॥
ш́рӣ-прахра̄да ува̄ча
на кевалам̇ ме бхаваташ́ ча ра̄джан
са ваи балам̇ балина̄м̇ ча̄пареша̄м
паре ’варе ’мӣ стхира-джан̇гама̄ йе
брахма̄дайо йена ваш́ам̇ пран̣ӣта̄х̣
ш́рӣ — Махараджа Прахлада ответил; на — не; кевалам — только; ме — меня; бхаватах̣ — тебя; ча — и; ра̄джан — о великий царь; сах̣ — Он; ваи — поистине; балам — сила; балина̄м — сильных; ча — и; апареша̄м — других; паре — занимающие высокое положение; аваре — занимающие низкое положение; амӣ — те; стхира — движущиеся или неподвижные живые существа; йе — которые; брахма — те, первый из которых Господь Брахма; йена — которым; ваш́ам — в подчинение; пран̣ӣта̄х̣ — приведены.

Перевод:

Махараджа Прахлада сказал: О царь, источник моей силы, о котором ты спрашиваешь, — это источник и твоей силы. Любая сила исходит от Него. Он один наделяет силой не только тебя или меня, но и всех остальных. Без Него никто не имел бы силы. Движущимися и неподвижными, высшими и низшими живыми существами — в том числе и Господом Брахмой — управляет сила Верховной Личности Бога.

Комментарий:

Господь Шри Кришна говорит в «Бхагавад-гите» (10.41):
йад йад вибхӯтимат саттвам̇
ш́рӣмад ӯрджитам эва ва̄
тат тад эва̄вагаччха твам̇
мама теджо-’м̇ш́а-самбхавам
«Знай же, что все чудесное, прекрасное и величественное в этом мире — лишь искра Моего великолепия». То же самое утверждает и Махараджа Прахлада. Когда человек видит где-то необычайную силу, могущество, он должен понимать, что источник этой силы — Верховная Личность Бога. Подобно тому как большое пламя или маленький огонек получают свое тепло и свет от солнца, все живые существа — и большие, и маленькие — зависят от милости Верховной Личности Бога. От живых существ требуется лишь вручить себя Господу, ибо по природе своей они слуги и сами никогда не смогут стать повелителями. Повелителем можно стать только по милости высшего владыки, а не собственными усилиями. Если человек не понимает этого, значит, он мудха: тот, кто не отличается разумом. Поскольку мудхи, ослы, не обладают должным пониманием, они не способны предаться Верховной Личности Бога.
Чтобы обусловленная душа осознала свое подчиненное положение, ей требуются миллионы жизней, а обретя истинную мудрость, она всецело вручает себя Верховной Личности Бога. В «Бхагавад- гите» (7.19) Господь говорит:
бахӯна̄м̇ джанмана̄м анте
джн̃а̄нава̄н ма̄м̇ прападйате
ва̄судевах̣ сарвам ити
са маха̄тма̄ су-дурлабхах̣
«Тот, кто, пройдя через множество рождений и смертей, обрел совершенное знание, вручает себя Мне, ибо он понял, что Я — причина всех причин и все сущее. Такая великая душа встречается очень редко». Махараджа Прахлада был великой душой, махатмой, поэтому он полностью вручил себя Господу. Он был уверен, что Кришна защитит его при любых обстоятельствах.

Текст 8

स ईश्वर: काल उरुक्रमोऽसा-
वोज: सह: सत्त्वबलेन्द्रियात्मा ।
स एव विश्वं परम: स्वशक्तिभि:
सृजत्यवत्यत्ति गुणत्रयेश: ॥ ८ ॥
са ӣш́варах̣ ка̄ла урукрамо ’са̄в
оджах̣ сахах̣ саттва-балендрийа̄тма̄
са эва виш́вам̇ парамах̣ сва-ш́актибхих̣
ср̣джатй аватй атти гун̣а-трайеш́ах̣
сах̣ — Он (Верховный Господь); ӣш́варах̣ — верховный повелитель; ка̄лах̣ — время; урукрамах̣ — Господь, каждое действие которого необычайно; асау — тот; оджах̣ — сила чувств; сахах̣ — сила ума; саттва — постоянства; бала — физической силы; индрийа — и чувств; а̄тма̄ — душа; сах̣ — Он; эва — поистине; виш́вам — вселенную; парамах̣ — Всевышний; сва — Своими разнообразными трансцендентными энергиями; ср̣джати — создает; авати — поддерживает; атти — сворачивает; гун̣а — повелитель гун материальной природы.

Перевод:

Господь — это верховный повелитель и само время, Он сила всех чувств, сила ума и физическая сила, Он источник жизнедеятельности органов тела. Его могущество безгранично. Он — лучшее из всех живых существ, и Он управляет тремя гунами природы. Своей силой Он один создает, поддерживает и разрушает материальные вселенные.

Комментарий:

Материальным миром управляют три гуны природы, а Господь — повелитель этих гун, значит, именно Он создает, поддерживает и разрушает материальный мир.