16 px

Шримад-Бхагаватам 7.8.27

तं मन्यमानो निजवीर्यशङ्कितं
यद्धस्तमुक्तो नृहरिं महासुर: ।
पुनस्तमासज्जत खड्‌गचर्मणी
प्रगृह्य वेगेन गतश्रमो मृधे ॥ २७ ॥
там̇ манйама̄но ниджа-вӣрйа-ш́ан̇китам̇
йад дхаста-мукто нр̣харим̇ маха̄сурах̣
пунас там а̄саджджата кхад̣га-чарман̣ӣ
прагр̣хйа вегена гата-ш́рамо мр̣дхе
там — Его (Господа Нрисимхадеву); манйама̄нах̣ — считающие; ниджа-вӣрйа-ш́ан̇китам — испугавшимся доблести Хираньякашипу; йат — потому что; хаста-муктах̣ — вырвавшийся из рук (Господа); нр̣-харим — на Господа Нрисимхадеву; маха̄-асурах̣ — великий демон; пунах̣ — опять; там — на Него; а̄саджджата — ринулся; кхад̣га-чарман̣ӣ — меч и щит; прагр̣хйа — взяв; вегена — с огромной силой; гата-ш́рамах̣ — тот, чья усталость прошла; мр̣дхе — в битве.

Перевод:

Вырвавшись из рук Нрисимхадевы, Хираньякашипу решил, что Господь испугался его доблести. Поэтому он слегка перевел дыхание и потом, взяв свой меч и щит, снова ринулся на Господа.

Комментарий:

Иногда глупые люди, видя, как грешник наслаждается мирскими благами, задаются вопросом: «Почему человек, совершивший столько грехов, живет припеваючи, а хорошие люди вынуждены страдать?» Бывает, что по воле Всевышнего грешнику дается возможность наслаждаться в материальном мире, чтобы он, одураченный, решил, будто законы природы над ним не властны. Грешник — тот, кто нарушает законы природы, — непременно будет наказан, но иногда ему дается возможность порезвиться, подобно тому как Хираньякашипу на некоторое время смог выскользнуть из рук Нрисимхадевы. В конце концов Нрисимхадева все равно убьет Хираньякашипу, но ради развлечения Господь позволил демону выскользнуть из Его рук.
Следующие материалы:
तं श्येनवेगं शतचन्द्रवर्त्मभि
श्चरन्तमच्छिद्रमुपर्यधो हरि: ।
कृत्वाट्टहासं खरमुत्स्वनोल्बणं
निमीलिताक्षं जगृहे महाजव: ॥ २८ ॥
там̇ ш́йена-вегам̇ ш́ата-чандра-вартмабхиш́
чарантам аччхидрам упарй-адхо харих̣
кр̣тва̄т̣т̣а-ха̄сам̇ кхарам утсванолбан̣ам̇
нимӣлита̄кшам̇ джагр̣хе маха̄-джавах̣
там — его (Хираньякашипу); ш́йена-вегам — быстрого, как ястреб; ш́ата-чандра-вартмабхих̣ — движениями меча и щита, отмеченного сотней луноподобных пятен; чарантам — перемещающегося; аччхидрам — лишенного уязвимых мест; упари-адхах̣ — вверх и вниз; харих̣ — Верховная Личность Бога; кр̣тва̄ — издав; ат̣т̣а- ха̄сам — громкий смех; кхарам — резкий; утсвана-улбан̣ам — вселяющего ужас звуком (Своего смеха); нимӣлита — закрыты; акшам — того, чьи глаза; джагр̣хе — поймал; маха̄-джавах̣ — чрезвычайно могущественный Господь.

Перевод:

Быстрый как ястреб, Хираньякашипу носился то по небу, то по земле и, умело действуя мечом и щитом, защищал себя от ударов. Но Верховный Господь Нараяна, обладающий неимоверной силой, громко рассмеялся и схватил Хираньякашипу, который в испуге от пронзительного смеха Нрисимхадевы зажмурил глаза.
विष्वक्स्फुरन्तं ग्रहणातुरं हरि-
र्व्यालो यथाखुं कुलिशाक्षतत्वचम् ।
द्वार्यूरुमापत्य ददार लीलया
नखैर्यथाहिं गरुडो महाविषम् ॥ २९ ॥
вишвак спхурантам̇ грахан̣а̄турам̇ харир
вйа̄ло йатха̄кхум̇ кулиш́а̄кшата-твачам
два̄рй ӯрум а̄патйа дада̄ра лӣлайа̄
накхаир йатха̄хим̇ гаруд̣о маха̄-вишам
вишвак — во все стороны; спхурантам — двигающего частями своего тела; грахан̣а-а̄турам — страдающего оттого, что его поймали; харих̣ — Верховная Личность Бога, Нрисимхадева; вйа̄лах̣ — змея; йатха̄ — как; а̄кхум — мышь; кулиш́а-акшата — не пронзенная даже громовой стрелой, которую метал Индра; твачам — того, кожа которого; два̄ри — в дверном проеме; ӯрум — на бедро; а̄патйа — положив; дада̄ра — разорвал; лӣлайа̄ — играючи; накхаих̣ — ногтями; йатха̄ — как; ахим — змею; гаруд̣ах̣ — Гаруда, на котором летает Господь Вишну; маха̄-вишам — очень ядовитую.

Перевод:

Подобно тому как змея ловит мышь или Гаруда — очень ядовитую змею, Господь Нрисимхадева поймал Хираньякашипу, неуязвимого даже для громовой стрелы царя Индры. Страдая оттого, что его поймали, Хираньякашипу дергался во все стороны, но Господь Нрисимхадева положил его к Себе на бедра и в дверях зала собраний Своими ногтями играючи разорвал демона на части.

Комментарий:

По благословению, которое Хираньякашипу получил от Господа Брахмы, он не должен был умереть ни на земле, ни в воздухе. Поэтому, чтобы не нарушить обещание Господа Брахмы, Нрисимхадева положил Хираньякашипу к Себе на колени, так что тот оказался и не на земле, и не в воздухе. Помимо этого, Брахма обещал, что Хираньякашипу не умрет ни днем, ни ночью. Чтобы это обещание тоже не было нарушено, Господь убил Хираньякашипу вечером. Вечер — это конец дня и начало ночи, но вместе с тем и не день, и не ночь. Еще одно благословение Господа Брахмы состояло в том, что Хираньякашипу не должен был погибнуть ни от оружия, ни от живого существа, ни от неживого предмета. Только ради того, чтобы слова Господа Брахмы не оказались напрасными, Господь Нрисимхадева разорвал тело Хираньякашипу Своими ногтями, которые не являются оружием и не относятся к живым существам или неживым предметам. Ногти можно назвать и мертвыми, и живыми. Так, заботясь о том, чтобы ни одно из обещаний Господа Брахмы не было нарушено, Господь Нрисимхадева весьма необычным способом, но очень легко убил великого демона Хираньякашипу.
>
Добавьте VedaBase.ru в виде приложения для iOS или Android.

📱 Android:

Откройте сайт vedabase.ru в браузере Chrome. Нажмите кнопку меню (три точки) в верхнем углу и выберите «Добавить на главный экран».

🍏 iOS (iPhone, iPad):

Откройте сайт vedabase.ru в браузере Safari. Нажмите кнопку поделиться в нижнем меню и выберите «На экран «Домой».