Текст 54

यदाचार्य: परावृत्तो गृहमेधीयकर्मसु ।
वयस्यैर्बालकैस्तत्र सोपहूत: कृतक्षणै: ॥ ५४ ॥
йада̄ча̄рйах̣ пара̄вр̣тто
гр̣хамедхӣйа-кармасу
вайасйаир ба̄лакаис татра
сопахӯтах̣ кр̣та-кшан̣аих̣
йада̄ — когда; а̄ча̄рйах̣ — учителя; пара̄вр̣ттах̣ — погружались; гр̣ха — домашние; кармасу — в дела; вайасйаих̣ — сверстниками; ба̄лакаих̣ — мальчиками; татра — туда; сах̣ — он (Махараджа Прахлада); апахӯтах̣ — позванный; кр̣та — улучившими (благоприятный) момент.

Перевод:

Когда учителя уходили заниматься домашними делами, другие ученики, сверстники Махараджи Прахлады, звали его, чтобы вместе поиграть в перерыве между занятиями.

Комментарий:

Когда учителя уходили по своим делам, другие ученики звали Махараджу Прахладу поиграть вместе с ними. Но, как объясняется в последующих стихах, игры его не очень привлекали. Он стремился использовать каждое мгновение для того, чтобы развивать в себе сознание Кришны. Поэтому, улучив момент (кр̣та-кшан̣аих̣), когда можно было проповедовать науку о Кришне, Махараджа Прахлада поступал следующим образом.
Следующие материалы:

Текст 55

अथ ताञ्श्लक्ष्णया वाचा प्रत्याहूय महाबुध: ।
उवाच विद्वांस्तन्निष्ठां कृपया प्रहसन्निव ॥ ५५ ॥
атха та̄н̃ ш́лакшн̣айа̄ ва̄ча̄
пратйа̄хӯйа маха̄-будхах̣
ува̄ча видва̄м̇с тан-ништ̣ха̄м̇
кр̣пайа̄ прахасанн ива
атха — тогда; та̄н — к ним (друзьям одноклассникам); ш́лакшн̣айа̄ — с очень приятными; ва̄ча̄ — словами; пратйа̄хӯйа — обратившись; маха̄ — Махараджа Прахлада, который глубоко постиг духовную науку и обладал возвышенным духовным сознанием (маха̄ означает «великий», а будха «образованный»); ува̄ча — поведал; видва̄н — высокообразованный; тат — путь постижения Бога; кр̣пайа̄ — с состраданием; прахасан — улыбающийся; ива — словно.

Перевод:

И тогда Махараджа Прахлада, обладавший высшим знанием, очень доброжелательно обращался к своим одноклассникам. Улыбаясь, он начинал объяснять им бессмысленность материалистического образа жизни и из сострадания к ним давал свои наставления.

Комментарий:

Упоминание о том, что Махараджа Прахлада улыбался, имеет в этом стихе особый смысл. Другие ученики прекрасно умели наслаждаться мирской жизнью, выполняя религиозные предписания, заботясь о своем материальном благополучии и удовлетворяя потребности чувств, однако Махарадже Прахладе было смешно смотреть на них, ибо он знал, что истинное счастье не в этом: по-настоящему счастливым можно стать, лишь развив в себе сознание Кришны. Долг последователей Махараджи Прахлады — объяснять всем окружающим, как развить в себе сознание Кришны и обрести подлинное счастье. Материалистичные люди занимаются так называемой религиозной деятельностью из желания разбогатеть и получить возможность наслаждаться материальным миром, удовлетворяя прихоти своих чувств. Но преданные, подобные Махарадже Прахладе, смеются над этими глупцами, которые так увлечены поддержанием своего бренного тела и ничего не знают о переселении вечной души. Материалисты трудятся ради преходящих благ, но те, кто, как Махараджа Прахлада, глубоко постиг духовную науку, не считают мирскую жизнь чем-то привлекательным. Они хотят возвыситься до вечной жизни, исполненной знания и блаженства. И поскольку Кришна всегда сострадателен к падшим душам, Его слуги, преданные Кришны, тоже полны к ним сострадания и потому стремятся привести их на путь сознания Кришны. Преданные с улыбкой взирают на деятельность материалистичных людей, понимая, что она не имеет никакого смысла и что те, кто ей занимается, пребывают в заблуждении. Но из сострадания к таким людям преданные широко проповедуют учение «Бхагавад-гиты».

Текст 56-57

ते तु तद्गौरवात्सर्वे त्यक्तक्रीडापरिच्छदा: ।
बाला अदूषितधियो द्वन्द्वारामेरितेहितै: ॥ ५६ ॥
पर्युपासत राजेन्द्र तन्न्यस्तहृदयेक्षणा: ।
तानाह करुणो मैत्रो महाभागवतोऽसुर: ॥ ५७ ॥
те ту тад-гаурава̄т сарве
тйакта-крӣд̣а̄-париччхада̄х̣
ба̄ла̄ адӯшита-дхийо
двандва̄ра̄меритехитаих̣

парйупа̄сата ра̄джендра
тан-нйаста-хр̣дайекшан̣а̄х̣
та̄н а̄ха карун̣о маитро
маха̄-бха̄гавато ’сурах̣
те — они; ту — же; тат — из уважения к словам Махараджи Прахлады (поскольку он был преданным); сарве — все; тйакта — отвергнуты; крӣд̣а̄ — те, кем детские игрушки; ба̄ла̄х̣ — мальчики; адӯшита — те, чей разум был не так осквернен (как у их отцов); двандва — в двойственности; а̄ра̄ма — тех, кто черпает удовольствие (учителей, то есть Шанды и Амарки); ӣрита — наставлениями; ӣхитаих̣ — и действиями; парйупа̄сата — садились вокруг; ра̄джа — о царь Юдхиштхира; тат — ему; нйаста — отданы; хр̣дайа — те, чьи сердца и глаза; та̄н — им; а̄ха — говорил; карун̣ах̣ — очень сострадательный; маитрах̣ — настоящий друг; маха̄ — возвышеннейший преданный; асурах̣ — Махараджа Прахлада (сын отца асура).

Перевод:

О царь Юдхиштхира, все одноклассники Махараджи Прахлады очень любили и уважали его; поскольку они были еще детьми, их разум был не сильно загрязнен наставлениями и примером их учителей, привязанных к двойственному материальному миру с его жалкими телесными удовольствиями. Забыв о своих игрушках, мальчики усаживались вокруг Махараджи Прахлады и слушали его. Их сердца и взоры были устремлены к нему, и они жадно внимали его словам. Хотя Махараджа Прахлада и родился в семье демона, он был великим преданным и желал этим мальчикам добра. Именно поэтому он стал говорить им о суетности мирского бытия.

Комментарий:

Слова ба̄ла̄ адӯшита-дхийах̣ указывают на то, что эти мальчики, благодаря своему юному возрасту, были не так заражены мирской скверной, как их отцы. Пользуясь этим, Махараджа Прахлада стал говорить своим одноклассникам о важности духовной жизни и бесполезности материального существования. Хотя Шанда и Амарка обучали их принципам мирского благочестия, материального обогащения и удовлетворения чувств, разум мальчиков не был сильно осквернен таким знанием. Поэтому они очень охотно и внимательно слушали, как Махараджа Прахлада рассказывает им о духовной жизни.

В развитии Общества сознания Кришны чрезвычайно важную роль играет гурукула, где учащиеся с самого детства постигают науку о Кришне. Пройдя такое обучение, дети обретают внутреннюю стойкость, и в будущем — когда они станут старше — их уже вряд ли одолеют гуны материальной природы.
Так заканчивается комментарий Бхактиведанты к пятой главе Седьмой песни «Шримад-Бхагаватам», которая называется «Махараджа Прахлада, святой сын Хираньякашипу».