Текст 52

धर्ममर्थं च कामं च नितरां चानुपूर्वश: ।
प्रह्रादायोचतू राजन्प्रश्रितावनताय च ॥ ५२ ॥
дхармам артхам̇ ча ка̄мам̇ ча
нитара̄м̇ ча̄нупӯрваш́ах̣
прахра̄да̄йочатӯ ра̄джан
праш́рита̄ваната̄йа ча
дхармам — мирские обязанности; артхам — экономическое благополучие; ча — и; ка̄мам — удовлетворение потребностей чувств; ча — и; нитара̄м — постоянно; ча — и; анупӯрваш́ах̣ — согласно указанию (или от начала до конца); прахра̄да̄йа — Махарадже Прахладе; ӯчатух̣ — объясняли; ра̄джан — о царь; праш́рита — смиренному; аваната̄йа — и послушному; ча — также.

Перевод:

Тогда Шанда и Амарка стали день за днем усердно обучать смиренного и кроткого Махараджу Прахладу принципам мирской религии, а также тому, как приумножать материальные блага и удовлетворять свои чувства.

Комментарий:

Существует четыре формы человеческой деятельности — дхарма, артха, кама и мокша; высшая ее цель — обрести освобождение. Чтобы подняться на более высокий уровень развития, человек должен следовать религиозным предписаниям; руководствуясь этими предписаниями, он должен стараться улучшить свое материальное благосостояние и так обрести возможность, не нарушая заповедей религии, удовлетворять потребности своих чувств. Тогда человеку будет легче освободиться из плена материи. Таков путь, который рекомендуют людям Веды. Тот же, кто превзошел уровень дхармы, артхи, камы и мокши, становится преданным. Человек, достигший этого уровня, никогда больше не упадет в пучину мирского бытия (йад гатва̄ на нивартанте). В «Бхагавад-гите» сказано, что тот, кто возвысился над этими четырьмя видами деятельности и обрел подлинное освобождение, посвящает себя преданному служению Господу. Такой человек уже никогда не падет в пучину материального бытия.
Следующие материалы:

Текст 53

यथा त्रिवर्गं गुरुभिरात्मने उपशिक्षितम् ।
न साधु मेने तच्छिक्षां द्वन्द्वारामोपवर्णिताम् ॥ ५३ ॥
йатха̄ три-варгам̇ гурубхир
а̄тмане упаш́икшитам
на са̄дху мене тач-чхикша̄м̇
двандва̄ра̄мопаварн̣ита̄м
йатха̄ — как; три — три вида деятельности (выполнение религиозных предписаний, забота о своем материальном благополучии и удовлетворение потребностей чувств); гурубхих̣ — учителями; а̄тмане — себе; упаш́икшитам — преподаваемые; на — не; са̄дху — действительно хорошо; мене — считал (Махараджа Прахлада); тат — обучение этому; двандва — теми, кому доставляет удовольствие двойственность материального мира (проявляющаяся в форме вражды и дружбы и т. п.); упаварн̣ита̄м — предписываемое.

Перевод:

Шанда и Амарка учили Махараджу Прахладу трем видам материальной деятельности, к которым относятся совершение религиозных обрядов, повышение материального благосостояния и удовлетворение чувств. Однако Прахлада был выше этих наставлений и не видел в них ничего ценного, ибо такие наставления основывались на двойственности материального бытия и побуждали человека вести мирскую жизнь, неизменно сопровождаемую муками рождения, болезней, старости и смерти.

Комментарий:

Каждый в этом мире стремится вести мирской образ жизни. Почти никто из обитателей трех миров не проявляет интереса ни к освобождению, ни к духовному знанию. Только преданные Господа, возглавляемые такими великими святыми, как Махараджа Прахлада и Нарада Муни, стремятся к истинному знанию, к духовной жизни. Суть религии невозможно постичь, оставаясь на материальном уровне. Поэтому надо следовать за великими преданными Господа. В «Шримад-Бхагаватам» (6.3.20) сказано:
свайамбхӯр на̄радах̣ ш́амбхух̣
кума̄рах̣ капило манух̣
прахла̄до джанако бхӣшмо
балир ваийа̄сакир вайам
Необходимо идти по стопам таких великих учителей, как Господь Брахма, Нарада, Господь Шива, Капила, Ману, Кумары, Махараджа Прахлада, Бхишма, Джанака, Махараджа Бали, Шукадева Госвами и Ямараджа. Человек, стремящийся к духовной жизни, должен по примеру Махараджи Прахлады отвергнуть наставления тех, кто учит мирскому благочестию, материальному обогащению и чувственным наслаждениям. Нужно стараться обрести духовное знание. Поэтому участники нашего Движения, распространяя по всему миру сознание Кришны, идут по стопам Махараджи Прахлады, которому совсем не нравились материалистические наставления его учителей.

Текст 54

यदाचार्य: परावृत्तो गृहमेधीयकर्मसु ।
वयस्यैर्बालकैस्तत्र सोपहूत: कृतक्षणै: ॥ ५४ ॥
йада̄ча̄рйах̣ пара̄вр̣тто
гр̣хамедхӣйа-кармасу
вайасйаир ба̄лакаис татра
сопахӯтах̣ кр̣та-кшан̣аих̣
йада̄ — когда; а̄ча̄рйах̣ — учителя; пара̄вр̣ттах̣ — погружались; гр̣ха — домашние; кармасу — в дела; вайасйаих̣ — сверстниками; ба̄лакаих̣ — мальчиками; татра — туда; сах̣ — он (Махараджа Прахлада); апахӯтах̣ — позванный; кр̣та — улучившими (благоприятный) момент.

Перевод:

Когда учителя уходили заниматься домашними делами, другие ученики, сверстники Махараджи Прахлады, звали его, чтобы вместе поиграть в перерыве между занятиями.

Комментарий:

Когда учителя уходили по своим делам, другие ученики звали Махараджу Прахладу поиграть вместе с ними. Но, как объясняется в последующих стихах, игры его не очень привлекали. Он стремился использовать каждое мгновение для того, чтобы развивать в себе сознание Кришны. Поэтому, улучив момент (кр̣та-кшан̣аих̣), когда можно было проповедовать науку о Кришне, Махараджа Прахлада поступал следующим образом.