Текст 9-10
Оригинал:
सृष्ट्वा चराचरमिदं तपोयोगसमाधिना ।
अध्यास्ते सर्वधिष्ण्येभ्य: परमेष्ठी निजासनम् ॥ ९ ॥
तदहं वर्धमानेन तपोयोगसमाधिना ।
कालात्मनोश्च नित्यत्वात्साधयिष्ये तथात्मन: ॥ १० ॥
Транскрипция:
ср̣шт̣ва̄ чара̄чарам идам̇
тапо-йога-сама̄дхина̄
адхйа̄сте сарва-дхишн̣йебхйах̣
парамешт̣хӣ ниджа̄санам
тад ахам̇ вардхама̄нена
тапо-йога-сама̄дхина̄
ка̄ла̄тманош́ ча нитйатва̄т
са̄дхайишйе татха̄тманах̣
Синонимы:
ср̣шт̣ва̄ — создав; чара — движущееся; ачарам — и неподвижное; идам — это; тапах̣ — благодаря аскезе; йога — и мистической силе; сама̄дхина̄ — погружением в транс; адхйа̄сте — занимает; сарва — всех планет, в том числе райских; парамешт̣хӣ — Господь Брахма; ниджа — свой трон; тат — поэтому; ахам — я; вардхама̄нена — нарастающим; тапах̣ — благодаря аскезе; йога — и мистическим способностям; сама̄дхина̄ — погружением в транс; ка̄ла — времени; а̄тманох̣ — и души; ча — и; нитйатва̄т — благодаря вечности; са̄дхайишйе — достигну; татха̄ — так же; а̄тманах̣ — своего.
Перевод:
«Господь Брахма, величайшая личность во вселенной, достиг своего высокого положения, предаваясь суровой аскезе, развивая мистические силы и погружаясь в транс. Так ему удалось создать эту вселенную и стать в ней самым почитаемым полубогом. Я вечен, время тоже вечно, поэтому на протяжении многих жизней я буду стремиться к такому же аскетизму, мистическому могуществу и глубокой медитации и в конце концов займу пост Господа Брахмы».
Комментарий:
Хираньякашипу вознамерился занять пост Господа Брахмы, однако он не мог этого сделать, потому что Брахма живет очень долго. В «Бхагавад-гите» (8.17) сказано: сахасра-йуга- парйантам ахар йад брахман̣о видух̣ — тысяча юг составляет один день Брахмы. Поскольку жизнь Брахмы длится так долго, у Хираньякашипу не было никакой возможности занять его пост. Однако он рассудил, что раз и душа (атма), и время вечны, то, даже если ему не удастся занять этот пост в одной жизни, он будет подвергать себя аскезе жизнь за жизнью, пока наконец не достигнет своей цели.
Следующие материалы:
Текст 11
Оригинал:
अन्यथेदं विधास्येऽहमयथा पूर्वमोजसा ।
किमन्यै: कालनिर्धूतै: कल्पान्ते वैष्णवादिभि: ॥ ११ ॥
Транскрипция:
анйатхедам̇ видха̄сйе ’хам
айатха̄ пӯрвам оджаса̄
ким анйаих̣ ка̄ла-нирдхӯтаих̣
калпа̄нте ваишн̣ава̄дибхих̣
Синонимы:
анйатха̄ — по другому; идам — эту (вселенную); видха̄сйе — создам; ахам — я; айатха̄ — неправильно; пӯрвам — прежнюю; оджаса̄ — силой, которую я приобрету благодаря аскезе; ким — что толку; анйаих̣ — от других; ка̄ла — уничтожаемых временем; калпа — в конце калпы.
Перевод:
«Совершив аскезу, я смогу сделать так, что за грехи люди будут получать награду, а за праведные поступки — страдать. Я переверну все порядки, установленные в мире. Ведь даже Дхрувалока в конце калпы будет уничтожена. Зачем же она нужна? Но я так и буду занимать положение Брахмы».
Комментарий:
Сообщая Господу Брахме о демонических намерениях Хираньякашипу, полубоги сказали, что он хочет переменить все порядки, установленные во вселенной. Как правило, обитатели материального мира, подвергающие себя суровой аскезе, поднимаются на райские планеты, но Хираньякашипу хотел, чтобы даже там они были несчастны, страдая из-за интриг полубогов. Он хотел, чтобы те, кому мирские отношения причиняли боль на земле, продолжали страдать и в раю. Одним словом, он хотел, чтобы везде и всем было плохо. Можно, конечно, усомниться в том, что Хираньякашипу способен изменить порядки, существующие во вселенной с незапамятных времен, однако сам он гордо заявлял, что, совершив тапасью, приобретет силу, которая позволит ему делать что угодно. Хираньякашипу даже вайшнавов хотел поставить в опасное положение. Таковы намерения асуров.
Текст 12
Оригинал:
इति शुश्रुम निर्बन्धं तप: परममास्थित: ।
विधत्स्वानन्तरं युक्तं स्वयं त्रिभुवनेश्वर ॥ १२ ॥
Транскрипция:
ити ш́уш́рума нирбандхам̇
тапах̣ парамам а̄стхитах̣
видхатсва̄нантарам̇ йуктам̇
свайам̇ три-бхуванеш́вара
Синонимы:
ити — так; ш́уш́рума — слышали; нирбандхам — в непреклонную решимость; тапах̣ — в аскезу; парамам — крайне суровую; а̄стхитах̣ — вошедший; видхатсва — соверши; анантарам — сразу же; йуктам — должное; свайам — сам; три — о повелитель трех миров.
Перевод:
О владыка, нам доподлинно известно, что Хираньякашипу подвергает себя суровой аскезе с намерением занять твой пост. Ты — повелитель трех миров. Пожалуйста, без промедления сделай то, что считаешь необходимым.
Комментарий:
В материальном мире слуга всегда стремится занять место хозяина, несмотря на то что хозяин заботится о нем. История знает тому немало примеров. Так, в Индии в эпоху мусульманского владычества многие слуги, идя на любые хитрости и даже преступления, занимали места своих хозяев. Из книг, написанных последователями Господа Чайтаньи, мы знаем, что у одного крупного заминдара, Субуддхи Рая, был слуга — мальчик-мусульманин. Разумеется, Рай относился к этому мальчику как к собственному ребенку и иногда, если тот что-нибудь крал, наказывал его ударом палки. От этих наказаний на спине мальчика осталась отметина. Позже, когда мальчик вырос и коварным способом стал Хуссейном Шахом, набобом (правителем) Бенгалии, его жена однажды спросила, откуда у него на спине отметина. Набоб ответил, что в детстве он был слугой Субуддхи Рая и тот наказывал его за разные проступки. Услышав это, жена набоба очень разгневалась и потребовала, чтобы он убил Субуддхи Рая. Хуссейн Шах, помня, сколько хорошего сделал для него Субуддхи Рай, отказался его убить. Но когда жена сказала, что он, по крайней мере, должен обратить Субуддхи Рая в мусульманство, Набоб с ней согласился. Он побрызгал водой из своего кувшина на Субуддхи Рая и объявил его мусульманином. Как бы то ни было, суть в том, что когда-то набоб был всего лишь слугой Субуддхи Рая, но потом ему удалось захватить пост верховного правителя Бенгалии. Таков материальный мир. Каждый всячески стремится быть господином, хотя сам при этом всегда остается слугой своих чувств. Обусловленная душа целиком подчинена материальным чувствам, и тем не менее пытается повелевать вселенной. Яркий тому пример — демон Хираньякашипу, и полубоги сообщили Брахме о его намерениях.