Текст 31

त्वमेव कालोऽनिमिषो जनाना-
मायुर्लवाद्यवयवै: क्षिणोषि ।
कूटस्थ आत्मा परमेष्ठ्यजो महां-
स्त्वं जीवलोकस्य च जीव आत्मा ॥ ३१ ॥
твам эва ка̄ло ’нимишо джана̄на̄м
а̄йур лава̄дй-авайаваих̣ кшин̣оши
кӯт̣а-стха а̄тма̄ парамешт̣хй аджо маха̄м̇с
твам̇ джӣва-локасйа ча джӣва а̄тма̄
твам — ты; эва — поистине; ка̄лах̣ — безграничное время; анимишах̣ — немигающее; джана̄на̄м — живых существ; а̄йух̣ — продолжительность жизни; лава — мгновениями, секундами, минутами, часами; авайаваих̣ — разными частями; кшин̣оши — сокращаешь; кӯт̣а — не подверженный никаким воздействиям; а̄тма̄ — Сверхдуша; парамешт̣хӣ — Верховный Господь; аджах̣ — нерожденный; маха̄н — великий; твам — ты; джӣва — материального мира; ча — также; джӣвах̣ — причина жизни; а̄тма̄ — Сверхдуша.

Перевод:

О владыка, ты всегда бодрствуешь, и ничто не ускользает от твоего взора. Ты — вечное время, и разными его отрезками — мгновениями, секундами, минутами и часами — ты сокращаешь жизненный срок всех существ. Сам же ты остаешься неизменным и всегда покоишься на одном месте как Сверхдуша — свидетель, и Верховный Господь — нерожденный и вездесущий повелитель, источник жизни всего живого.

Комментарий:

В этом стихе следует обратить внимание на слово кӯт̣а-стха. Хотя Господь, Верховная Личность, пребывает везде, Он в то же время — центр всего сущего, и никогда не меняет Своего положения. Иш́варах̣ сарва-бхӯта̄на̄м̇ хр̣д-деш́е ’рджуна тиштхати: Господь проявлен во всей Своей полноте в сердце каждого живого существа. Слово экатвам, употребляемое в этой связи в Упанишадах, указывает на то, что, хотя живые существа бесчисленны, Господь в образе Сверхдуши пребывает в каждом из них. Господь один, но у Него много форм. В «Брахма-самхите» сказано: адваитам ачйутам ана̄дим ананта-рӯпам — у Него множество форм, однако все они суть одно и неизменны. Господь вездесущ, а значит, Он присутствует и в вечном времени. Живые существа называют неотъемлемыми частицами Господа, потому что Он — источник их жизни, находящийся у них в сердце (антарьями). Согласно философии непостижимого единства и различия (ачинтья- бхедабхеде), живые существа, как частицы Бога, качественно едины с Ним, и тем не менее отличны от Него. Сверхдуша, побуждающая все живые существа действовать, едина и неизменна. Хотя существует великое многообразие видов деятельности, ее различных объектов и субъектов, Сам Господь всегда один.
Следующие материалы:

Текст 32

त्वत्त: परं नापरमप्यनेज-
देजच्च किञ्चिद्‌‌व्यतिरिक्तमस्ति ।
विद्या: कलास्ते तनवश्च सर्वा
हिरण्यगर्भोऽसि बृहत्‍त्रिपृष्ठ: ॥ ३२ ॥
тваттах̣ парам̇ на̄парам апй анеджад
эджач ча кин̃чид вйатириктам асти
видйа̄х̣ кала̄с те танаваш́ ча сарва̄
хиран̣йагарбхо ’си бр̣хат три-пр̣шт̣хах̣
тваттах̣ — тебя; парам — высшее; на — не; апарам — низшее; апи — даже; анеджат — неподвижное; эджат — движущееся; ча — и; кин̃чит — что либо; вйатириктам — отдельное; асти — есть; видйа̄х̣ — знания; кала̄х̣ — части; те — твои; танавах̣ — части тела; ча — и; сарва̄х̣ — все; хиран̣йа — тот, в чьем чреве находится вселенная; аси — являешься; бр̣хат — величайший из великих; три — возвышающийся над тремя гунами материальной природы.

Перевод:

Среди всего движущегося и неподвижного, высшего и низшего, ничто не существует отдельно от тебя. Твое тело состоит из знания, почерпнутого из Упанишад и других дополнений к изначальным Ведам. Ты, о Хираньягарбха, вмещаешь в себя вселенную, и тем не менее материальный мир, образованный тремя гунами природы, не властен над тобой, ибо ты — его верховный повелитель.

Комментарий:

Слово парам означает «высшая причина», а слово апарам — «следствие». Высшая причина — это Верховная Личность Бога, а следствием является материальная природа. Наставления Вед охватывают самые разные отрасли знания и регулируют жизнь всех существ, как движущихся, так и неподвижных; поэтому Веды считаются проявлениями внешней энергии Господа, который действует как Высшая Душа, центр всего мироздания. Все брахманды, вселенные, существуют в течение одного выдоха Верховного Господа, Маха-Вишну (йасйанка-ниш́васита-ка̄лам атха̄валамбйа джӣванти лома-виладжа̄ джагад-ан̣д̣а-на̄тха̄х̣), а затем они вновь погружаются в Его лоно. Таким образом, ничто не существует отдельно от Всевышнего. В этом суть философского учения ачинтья-бхедабхеда-таттвы.

Текст 33

व्यक्तं विभो स्थूलमिदं शरीरं
येनेन्द्रियप्राणमनोगुणांस्त्वम् ।
भुङ्‌क्षे स्थितो धामनि पारमेष्ठ्ये
अव्यक्त आत्मा पुरुष: पुराण: ॥ ३३ ॥
вйактам̇ вибхо стхӯлам идам̇ ш́арӣрам̇
йенендрийа-пра̄н̣а-мано-гун̣а̄м̇с твам
бхун̇кше стхито дха̄мани па̄рамешт̣хйе
авйакта а̄тма̄ пурушах̣ пура̄н̣ах̣
вйактам — проявленный; вибхо — о всемогущий; стхӯлам — материальный космос; идам — это; ш́арӣрам — внешнее тело; йена — которым; индрийа — чувства; пра̄н̣а — жизненный воздух; манах̣ — ум; гун̣а̄н — трансцендентные качества; твам — ты; бхун̇кше — наслаждаешься; стхитах̣ — находящийся; дха̄мани — в обители; па̄рамешт̣хйе — высочайшей; авйактах̣ — не открывающийся тем, кто использует обычные методы познания; а̄тма̄ — душа; пурушах̣ — верховная личность; пура̄н̣ах̣ — старейший.

Перевод:

О всемогущий! Неизменно оставаясь в своей обители, ты проявляешь в материальном мире вселенский облик, словно желая насладиться этим миром. Ты Брахман, Сверхдуша и древнейшее из существ — Личность Бога.

Комментарий:

Известно, что Абсолютная Истина открывается человеку в трех аспектах: как безличный Брахман, Сверхдуша, пребывающая в каждой частице мироздания, и как Верховная Личность Бога, Кришна. Сотворенный космос представляет собой физическое тело Верховного Господа, который наслаждается материальными отношениями, распространяя Себя в виде Своих неотъемлемых частиц — живых существ, единых с Ним по качеству. А Сам Господь, Верховная Личность, пребывает на планетах Вайкунтхи и наслаждается там духовными отношениями. Так единая Абсолютная Истина, Бхагаван, присутствует повсюду в Своих различных аспектах, будь то материальный космос, духовное сияние (Брахман) или Сама Верховная Личность Бога.