Текст 29

त्वमीशिषे जगतस्तस्थुषश्च
प्राणेन मुख्येन पति: प्रजानाम् ।
चित्तस्य चित्तैर्मनइन्द्रियाणां
पतिर्महान् भूतगुणाशयेश: ॥ २९ ॥
твам ӣш́ише джагатас тастхушаш́ ча
пра̄н̣ена мукхйена патих̣ праджа̄на̄м
читтасйа читтаир мана-индрийа̄н̣а̄м̇
патир маха̄н бхӯта-гун̣а̄ш́айеш́ах̣
твам — ты; ӣш́ише — управляешь; джагатах̣ — движущегося (существа); тастхушах̣ — неподвижного, находящегося на одном месте; ча — и; пра̄н̣ена — жизненной силой; мукхйена — началом всякой деятельности; патих̣ — владыка; праджа̄на̄м — живых существ; читтасйа — ума; читтаих̣ — сознанием; манах̣ — ума; индрийа̄н̣а̄м — и органов тела (как органов действия, так и органов восприятия); патих̣ — владыка; маха̄н — великий; бхӯта — материальных элементов; гун̣а — и свойств материальных элементов; а̄ш́айа — желаний; ӣш́ах̣ — верховный повелитель.

Перевод:

Ты, о Светлейший, даруешь жизнь этому миру, а значит, ты хозяин и повелитель всех существ — как движущихся, так и неподвижных, — и ты же пробуждаешь в них сознание. Благодаря тебе существуют ум и все органы действия и познания, от тебя зависят все материальные элементы и их свойства, и ты управляешь всеми желаниями.

Комментарий:

В этом стихе ясно утверждается, что начало всему дает живое существо. Брахма получил наставления от верховного живого существа, Кришны. Кришна — высшее из всех существ (нитйо нитйа̄на̄м̇ четанаш́ четана̄на̄м). Брахма тоже является живым существом, но он произошел от Кришны. В «Бхагавад-гите» (7.7) Кришна говорит: маттах̣ паратарам̇ на̄нйат кин̃чид асти дханан̃джайа — «Нет ничего превыше Меня, о Арджуна». Кришна — источник Брахмы, а Брахма создает эту вселенную. Поскольку Господь Брахма является представителем Кришны, он обладает Его качествами и совершает деяния, которые характерны для Верховной Личности Бога.
Следующие материалы:

Текст 30

त्वं सप्ततन्तून् वितनोषि तन्वा
त्रय्या चतुर्होत्रकविद्यया च ।
त्वमेक आत्मात्मवतामनादि-
रनन्तपार: कविरन्तरात्मा ॥ ३० ॥
твам̇ сапта-тантӯн витаноши танва̄
траййа̄ чатур-хотрака-видйайа̄ ча
твам эка а̄тма̄тмавата̄м ана̄дир
ананта-па̄рах̣ кавир антара̄тма̄
твам — ты; сапта — семь видов ведических обрядов, начиная с агништома ягьи; витаноши — распространяешь; танва̄ — телом; траййа̄ — с тремя (Ведами); чатух̣ — четырех типов ведических жрецов: хота, адхварью, брахма и удгата; видйайа̄ — с необходимым знанием; ча — также; твам — ты; эках̣ — один; а̄тма̄ — Сверхдуша; а̄тма — живых существ; ана̄дих̣ — не имеющий начала; ананта — не имеющий конца; кавих̣ — источник всякого вдохновения; антах̣ — Сверхдуша, находящаяся в сердце.

Перевод:

О господин, ты — олицетворенные Веды, и ты даешь знание брахманам, совершающим ягьи. Так ты распространяешь повсюду семь видов ведических жертвоприношений, главное из которых — агништома. Именно ты побуждаешь ведических жрецов проводить обряды, описанные в трех Ведах. Ты — Высшая Душа, пребывающая в сердцах всех живых существ, и у тебя нет ни начала, ни конца. Ты всеведущ и не ограничен во времени и пространстве.

Комментарий:

Именно Высшая Душа дает людям ведические обряды, знание о том, как их совершать, и необходимое для этого вдохновение. В «Бхагавад-гите» сказано: маттах̣ смр̣тир джн̃а̄нам апоханам̇ ча — от Господа исходят и память, и знание, и забвение. Он пребывает в сердце каждого (сарвасйа ча̄хам̇ хр̣ди саннивишт̣ах̣, ӣш́варах̣ сарва-бхӯта̄на̄м̇ хр̣д-деш́е ’рджуна тишт̣хати) и лично наставляет того, кто глубоко изучил Веды. Если человек обладает соответствующими качествами, Господь в образе Сверхдуши побуждает его совершать ведические обряды. Для проведения этих обрядов нужны четыре типа жрецов, которых называют ритвиками. К ним относятся хота, адхварью, брахма и удгата.

Текст 31

त्वमेव कालोऽनिमिषो जनाना-
मायुर्लवाद्यवयवै: क्षिणोषि ।
कूटस्थ आत्मा परमेष्ठ्यजो महां-
स्त्वं जीवलोकस्य च जीव आत्मा ॥ ३१ ॥
твам эва ка̄ло ’нимишо джана̄на̄м
а̄йур лава̄дй-авайаваих̣ кшин̣оши
кӯт̣а-стха а̄тма̄ парамешт̣хй аджо маха̄м̇с
твам̇ джӣва-локасйа ча джӣва а̄тма̄
твам — ты; эва — поистине; ка̄лах̣ — безграничное время; анимишах̣ — немигающее; джана̄на̄м — живых существ; а̄йух̣ — продолжительность жизни; лава — мгновениями, секундами, минутами, часами; авайаваих̣ — разными частями; кшин̣оши — сокращаешь; кӯт̣а — не подверженный никаким воздействиям; а̄тма̄ — Сверхдуша; парамешт̣хӣ — Верховный Господь; аджах̣ — нерожденный; маха̄н — великий; твам — ты; джӣва — материального мира; ча — также; джӣвах̣ — причина жизни; а̄тма̄ — Сверхдуша.

Перевод:

О владыка, ты всегда бодрствуешь, и ничто не ускользает от твоего взора. Ты — вечное время, и разными его отрезками — мгновениями, секундами, минутами и часами — ты сокращаешь жизненный срок всех существ. Сам же ты остаешься неизменным и всегда покоишься на одном месте как Сверхдуша — свидетель, и Верховный Господь — нерожденный и вездесущий повелитель, источник жизни всего живого.

Комментарий:

В этом стихе следует обратить внимание на слово кӯт̣а-стха. Хотя Господь, Верховная Личность, пребывает везде, Он в то же время — центр всего сущего, и никогда не меняет Своего положения. Иш́варах̣ сарва-бхӯта̄на̄м̇ хр̣д-деш́е ’рджуна тиштхати: Господь проявлен во всей Своей полноте в сердце каждого живого существа. Слово экатвам, употребляемое в этой связи в Упанишадах, указывает на то, что, хотя живые существа бесчисленны, Господь в образе Сверхдуши пребывает в каждом из них. Господь один, но у Него много форм. В «Брахма-самхите» сказано: адваитам ачйутам ана̄дим ананта-рӯпам — у Него множество форм, однако все они суть одно и неизменны. Господь вездесущ, а значит, Он присутствует и в вечном времени. Живые существа называют неотъемлемыми частицами Господа, потому что Он — источник их жизни, находящийся у них в сердце (антарьями). Согласно философии непостижимого единства и различия (ачинтья- бхедабхеде), живые существа, как частицы Бога, качественно едины с Ним, и тем не менее отличны от Него. Сверхдуша, побуждающая все живые существа действовать, едина и неизменна. Хотя существует великое многообразие видов деятельности, ее различных объектов и субъектов, Сам Господь всегда один.