Текст 1

श्रीनारद उवाच
हिरण्यकशिपू राजन्नजेयमजरामरम् ।
आत्मानमप्रतिद्वन्द्वमेकराजं व्यधित्सत ॥ १ ॥
ш́рӣ-на̄рада ува̄ча
хиран̣йакаш́ипӯ ра̄джанн
аджейам аджара̄марам
а̄тма̄нам апратидвандвам
эка-ра̄джам̇ вйадхитсата
ш́рӣ — Нарада Муни сказал; хиран̣йакаш́ипух̣ — Хираньякашипу, царь демонов; ра̄джан — о Махараджа Юдхиштхира; аджейам — непобедимым никакими врагами; аджара — неподверженным старости и болезням; амарам — бессмертным; а̄тма̄нам — себя; апратидвандвам — не имеющим никаких соперников или противников; эка — единовластным правителем вселенной; вйадхитсата — захотел сделать.

Перевод:

Нарада Муни сказал Махарадже Юдхиштхире: Хираньякашипу, царь демонов, возжелал стать непобедимым для врагов и неприступным для телесных недугов и старости. Он решил обрести все мистические совершенства — аниму, лагхиму и прочие, — а также стать бессмертным и единовластно править всеми планетами вселенной, вплоть до Брахмалоки.

Комментарий:

Вот цели, ради которых демоны подвергают себя аскезе. Хираньякашипу просил Господа Брахму о благословении, которое позволило бы ему потом захватить обитель самого Брахмы. Известен и другой случай, когда один демон, получив благословение от Господа Шивы, попытался убить Шиву, используя его же благословение. Так корыстолюбивые демоны, совершая аскезу ради материальных благ, готовы убить даже того, кто дает им эти блага. Но вайшнавы, поклоняясь Господу, никогда не помышляют о том, чтобы занять Его место; напротив, они хотят лишь оставаться Его вечными слугами. Многие асуры жаждут обрести саюджья- мукти — погрузиться в бытие Господа, — но даже если кому-то из них и удается достичь этой цели, провозглашаемой учением монизма, позже они снова падают в материальный мир и продолжают борьбу за существование.
Следующие материалы:

Текст 2

स तेपे मन्दरद्रोण्यां तप: परमदारुणम् ।
ऊर्ध्वबाहुर्नभोद‍ृष्टि: पादाङ्गुष्ठाश्रितावनि: ॥ २ ॥
са тепе мандара-дрон̣йа̄м̇
тапах̣ парама-да̄рун̣ам
ӯрдхва-ба̄хур набхо-др̣шт̣их̣
па̄да̄н̇гушт̣ха̄ш́рита̄ваних̣
сах̣ — он (Хираньякашипу); тепе — совершал; мандара — в долине у подножия горы Мандара; тапах̣ — аскезу; парама — в высшей степени; да̄рун̣ам — трудную; ӯрдхва — (воздеты) вверх; ба̄хух̣ — тот, чьи руки; набхах̣ — (устремлен) к небу; др̣шт̣их̣ — тот, чей взор; па̄да — большие пальцы ног; а̄ш́рита — покоящиеся; аваних̣ — тот, у кого на земле.

Перевод:

В долине у подножия горы Мандара Хираньякашипу начал совершать аскезу, стоя лишь на больших пальцах ног, подняв руки к небу и глядя наверх. Стоять в такой позе необычайно трудно, однако он делал это, чтобы достичь своей цели.

Комментарий:

[]

Текст 3

जटादीधितिभी रेजे संवर्तार्क इवांशुभि: ।
तस्मिंस्तपस्तप्यमाने देवा: स्थानानि भेजिरे ॥ ३ ॥
джат̣а̄-дӣдхитибхӣ редже
сам̇варта̄рка ива̄м̇ш́убхих̣
тасмим̇с тапас тапйама̄не
дева̄х̣ стха̄на̄ни бхеджире
джат̣а̄ — лучами, которые исходили от волос на его голове; редже — сиял; сам̇варта — солнце во время разрушения вселенной; ива — как; ам̇ш́убхих̣ — лучами; тасмин — когда он (Хираньякашипу); тапах̣ — подвижничество; тапйама̄не — совершал; дева̄х̣ — полубоги, которые странствовали по вселенной, наблюдая за демонической деятельностью Хираньякашипу; стха̄на̄ни — в обители; бхеджире — вернулись.

Перевод:

От волос на голове Хираньякашипу исходил ослепительный свет — такой же нестерпимо яркий, как от солнца во время разрушения вселенной. Видя, что Хираньякашипу подвергает себя столь суровой аскезе, полубоги, странствовавшие по разным планетам, спешно вернулись в свои обители.

Комментарий:

[]