Текст 32

रुदत्य उच्चैर्दयिताङ्‌घ्रिपङ्कजं
सिञ्चन्त्य अस्रै: कुचकुङ्कुमारुणै: ।
विस्रस्तकेशाभरणा: शुचं नृणां
सृजन्त्य आक्रन्दनया विलेपिरे ॥ ३२ ॥
рудатйа уччаир дайита̄н̇гхри-пан̇каджам̇
син̃чантйа асраих̣ куча-кун̇кума̄рун̣аих̣
висраста-кеш́а̄бхаран̣а̄х̣ ш́учам̇ нр̣н̣а̄м̇
ср̣джантйа а̄кранданайа̄ вилепире
рудатйах̣ — рыдающие; уччаих̣ — очень громко; дайита — любимого мужа; ан̇гхри — лотосные стопы; син̃чантйах̣ — орошающие; асраих̣ — слезами; куча — красными от кункумы, которой была посыпана их грудь; висраста — рассыпавшиеся; кеш́а — и волосы; а̄бхаран̣а̄х̣ — те, чьи украшения; ш́учам — скорбь; нр̣н̣а̄м — других людей; ср̣джантйах̣ — создающие; а̄кранданайа̄ — жалобным плачем; вилепире — стали оплакивать.

Перевод:

Жены Суягьи рыдали, и слезы их, стекая по груди, смешивались с красной кункумой и капали на его лотосные стопы; их волосы разметались, а украшения попа́дали на землю. Никто не мог без сочувствия смотреть на цариц, которые, оплакивая мужа, выражали свое горе такими словами.

Комментарий:

[]
Следующие материалы:

Текст 33

अहो विधात्राकरुणेन न: प्रभो
भवान् प्रणीतो द‍ृगगोचरां दशाम् ।
उशीनराणामसि वृत्तिद: पुरा
कृतोऽधुना येन शुचां विवर्धन: ॥ ३३ ॥
ахо видха̄тра̄карун̣ена нах̣ прабхо
бхава̄н пран̣ӣто др̣г-агочара̄м̇ даш́а̄м
уш́ӣнара̄н̣а̄м аси вр̣ттидах̣ пура̄
кр̣то ’дхуна̄ йена ш́уча̄м̇ вивардханах̣
ахо — увы; видха̄тра̄ — провидением; акарун̣ена — немилосердным; нах̣ — наш; прабхо — о повелитель; бхава̄н — ты; пран̣ӣтах̣ — уведен; др̣к — зрению; агочара̄м — недоступное; даш́а̄м — в место; уш́ӣнара̄н̣а̄м — (для) жителей Ушинары; аси — являешься; вр̣тти — дающий средства к существованию; пура̄ — прежде; кр̣тах̣ — убит; адхуна̄ — теперь; йена — которым; ш́уча̄м — скорбей; вивардханах̣ — увеличение.

Перевод:

О повелитель, безжалостное провидение сделало тебя недоступным нашему взору. Раньше ты заботился о жителях Ушинары и они были счастливы, но теперь, когда ты от нас ушел, они охвачены горем.

Комментарий:

[]

Текст 34

त्वया कृतज्ञेन वयं महीपते
कथं विना स्याम सुहृत्तमेन ते ।
तत्रानुयानं तव वीर पादयो:
शुश्रूषतीनां दिश यत्र यास्यसि ॥ ३४ ॥
твайа̄ кр̣таджн̃ена вайам̇ махӣ-пате
катхам̇ вина̄ сйа̄ма сухр̣ттамена те
татра̄нуйа̄нам̇ тава вӣра па̄дайох̣
ш́уш́рӯшатӣна̄м̇ диш́а йатра йа̄сйаси
твайа̄ — тобой; кр̣таджн̃ена — очень благодарным; вайам — мы; махӣ — о царь; катхам — как; вина̄ — без; сйа̄ма — будем существовать; сухр̣т — лучшим другом; те — тебя; татра — туда; ануйа̄нам — сопровождение; тава — у твоих; вӣра — о герой; па̄дайох̣ — у (лотосных) стоп; ш́уш́рӯшатӣна̄м — тех, кто служит; диш́а — распорядись; йатра — куда; йа̄сйаси — пойдешь.

Перевод:

О царь, для каждой из нас ты был лучшим другом и никогда не отвечал нам неблагодарностью. Как мы будем жить без тебя? Куда бы ты ни отправился, о герой, вели нам идти за тобой следом и продолжать тебе служить. Не оставляй нас, забери с собой!

Комментарий:

Как правило, у царя-кшатрия было много жен, и после его смерти, особенно если он погибал в сражении, все царицы добровольно совершали обряд саха-марана, то есть умирали вместе с мужем, потому что без него не мыслили своей жизни. Когда умер Махараджа Панду, отец Пандавов, обе его жены — мать Юдхиштхиры, Бхимы и Арджуны и мать Накулы и Сахадевы — готовы были встретить смерть на погребальном костре своего мужа. Однако было решено, что Кунти останется жить, чтобы заботиться о маленьких детях, а другой жене, Мадри, позволили умереть вместе с мужем. Обряд саха-мараны был распространен в Индии вплоть до начала правления англичан, но потом его перестали совершать, так как под влиянием Кали-юги отношение женщин к своим мужьям сильно изменилось. Сейчас этот обряд, можно сказать, упразднен. Впрочем, я помню, как около пятидесяти лет назад жена одного врача добровольно рассталась с жизнью сразу после его смерти, и в похоронной процессии их тела везли вместе. Такая целомудренность и любовь к мужу встречается в наши дни очень редко.