Текст 22

असङ्कल्पाज्जयेत्कामं क्रोधं कामविवर्जनात् ।
अर्थानर्थेक्षया लोभं भयं तत्त्वावमर्शनात् ॥ २२ ॥
асан̇калпа̄дж джайет ка̄мам̇
кродхам̇ ка̄ма-виварджана̄т
артха̄нартхекшайа̄ лобхам̇
бхайам̇ таттва̄вамарш́ана̄т
асан̇калпа̄т — благодаря решимости; джайет — да победит; ка̄мам — вожделение; кродхам — гнев; ка̄ма — благодаря отказу от объектов чувственных желаний; артха — о накоплении богатства; анартха — как о причине бед; ӣкшайа̄ — представлением; лобхам — жадность; бхайам — страх; таттва — об истине; авамарш́ана̄т — благодаря размышлениям.

Перевод:

Чтобы избавиться от вожделения, надо твердо решить не идти на поводу у своих чувств. Подобно этому, чтобы победить гнев, надо перестать завидовать другим, чтобы избавиться от жадности, надо обсуждать пагубные последствия накопительства, а чтобы избавиться от страха, надо размышлять об истине.

Комментарий:

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет, как победить вожделение, проявляющееся в стремлении к чувственным удовольствиям. Невозможно избавиться от мыслей о женщинах, ибо думать о них естественно: просто идя по улице, мы видим множество женщин. Однако если человек твердо решил не жить с женщиной, то даже при виде женщины он не будет испытывать вожделение. Тому, кто полон решимости хранить целомудрие, совсем нетрудно победить похоть. В связи с этим приводится такой пример: человек может быть голоден, но, если он принял твердое решение в определенный день поститься, ему нетрудно будет совладать с голодом и жаждой. Если человек твердо решил никому не завидовать, он легко одолеет свой гнев. А чтобы избавиться от желания копить богатства, нужно просто подумать о том, как трудно их сохранить. Если у человека при себе большие деньги, он все время беспокоится, как бы с ними чего не случилось. Стало быть, тому, кто обсуждает пагубные последствия накопительства, совсем не трудно отказаться от коммерческой деятельности.
Следующие материалы:

Текст 23

आन्वीक्षिक्या शोकमोहौ दम्भं महदुपासया ।
योगान्तरायान्मौनेन हिंसां कामाद्यनीहया ॥ २३ ॥
а̄нвӣкшикйа̄ ш́ока-мохау
дамбхам̇ махад-упа̄сайа̄
йога̄нтара̄йа̄н маунена
хим̇са̄м̇ ка̄ма̄дй-анӣхайа̄
а̄нвӣкшикйа̄ — трезвым размышлением о материальных и духовных предметах; ш́ока — скорбь; мохау — и иллюзию; дамбхам — гордыню; махат — вайшнаву; упа̄сайа̄ — служением; йога — препятствия на пути йоги; маунена — молчанием; хим̇са̄м — зависть; ка̄ма — к чувственным удовольствиям и прочему; анӣхайа̄ — отсутствием стремления.

Перевод:

Обсуждая духовные истины, можно одолеть скорбь и иллюзию, служа великому преданному, можно избавиться от гордыни, храня молчание, можно избежать препятствий на пути мистической йоги, а просто перестав потворствовать своим чувствам, можно победить в себе злобу.

Комментарий:

Человек, у которого умер сын, не может не скорбеть, не убиваться и не оплакивать свою утрату, однако скорбь и иллюзию можно преодолеть, размышляя над стихами «Бхагавад- гиты».
джа̄тасйа хи дхруво мр̣тйур
дхрувам̇ джанма мр̣тасйа ча
Любому, кто родился, непременно придется покинуть свое нынешнее тело, а затем получить другое — таков процесс переселения души. Но это не должно быть поводом для скорби. Господь Кришна говорит: дхӣрас татра на мухйатидхира, или здравомыслящий человек, изучивший и глубоко усвоивший духовные истины, не станет горевать о переселении души.

Текст 24

कृपया भूतजं दु:खं दैवं जह्यात्समाधिना ।
आत्मजं योगवीर्येण निद्रां सत्त्वनिषेवया ॥ २४ ॥
кр̣пайа̄ бхӯтаджам̇ дух̣кхам̇
даивам̇ джахйа̄т сама̄дхина̄
а̄тмаджам̇ йога-вӣрйен̣а
нидра̄м̇ саттва-нишевайа̄
кр̣пайа̄ — милосердием (ко всем живым существам); бхӯта — причиняемое другими живыми существами; дух̣кхам — страдание; даивам — страдание, посылаемое Провидением; джахйа̄т — пусть устранит; сама̄дхина̄ — погружением в медитацию; а̄тма — страдание, порождаемое телом и умом; йога — практикой хатха йоги, пранаямы и т. д.; нидра̄м — сон; саттва — развитием в себе брахманских качеств, то есть гуны благости.

Перевод:

Проявляя сострадание и никому не завидуя, человек может избавиться от страданий, причиняемых другими живыми существами; медитируя в трансе, он сможет устранить страдания, которые посылает провидение, а практикуя хатха-йогу, пранаяму и другие подобные методы, сможет избавиться от беспокойств, доставляемых собственным телом и умом. Аналогичным образом, усилив влияние гуны благости, особенно в отношении еды, человек должен победить сон.

Комментарий:

Человек должен приучить себя питаться так, чтобы ради этого не надо было причинять беспокойство и страдания другим живым существам. Если кто-то мучит или убивает меня, это приносит мне страдания; стало быть, сам я не должен мучить или убивать ни одно живое существо. Люди не знают, что за убийство невинных животных материальная природа подвергнет их суровому наказанию. Любую страну, где без необходимости убивают животных, материальная природа будет карать войнами и эпидемиями. Поэтому человек, по своему опыту зная, что такое страдание, должен быть милосерден ко всем живым существам. Избежать страданий, посылаемых провидением, невозможно, так что, когда они приходят, нужно полностью погрузиться в повторение мантры Харе Кришна. Что же касается страданий, порождаемых телом и умом, то их можно избежать с помощью хатха-йоги, или мистической йоги.