Текст 39

द‍ृष्ट्वा तेषां मिथो नृणामवज्ञानात्मतां नृप ।
त्रेतादिषु हरेरर्चा क्रियायै कविभि: कृता ॥ ३९ ॥
др̣шт̣ва̄ теша̄м̇ митхо нр̣н̣а̄м
аваджн̃а̄на̄тмата̄м̇ нр̣па
трета̄дишу харер арча̄
крийа̄йаи кавибхих̣ кр̣та̄
др̣шт̣ва̄ — увидев (на реальных примерах); теша̄м — среди них (брахманов и вайшнавов); митхах̣ — взаимно; нр̣н̣а̄м — людей; аваджн̃а̄на — неуважение; нр̣па — о царь; трета̄ — в Трета югу и другие (эпохи); харех̣ — Верховной Личности Бога; арча̄ — поклонение Божеству (в храме); крийа̄йаи — для внедрения метода поклонения; кавибхих̣ — учеными людьми; кр̣та̄ — сделано.

Перевод:

Дорогой царь, когда великие мудрецы и святые увидели, что уже на заре Трета-юги люди стали относиться друг к другу неуважительно, они ввели тщательно разработанный ритуал поклонения Божеству в храме.

Комментарий:

В «Шримад-Бхагаватам» (12.3.52) говорится:
кр̣те йад дхйа̄йато вишн̣ум̇
трета̄йа̄м̇ йаджато макхаих̣
двапаре паричарйа̄йа̄м̇
калау тад дхари-кӣртана̄т
«Всего, что в Сатья-югу люди достигали медитируя на Вишну, в Трета-югу — совершая жертвоприношения, а в Двапара-югу — поклоняясь лотосным стопам Господа, в Кали-югу можно достичь пением Харе Кришна маха-мантры». В Сатья-югу каждый был духовно развит, и эти великие души никогда не враждовали между собой. Однако в последующие эпохи из-за материального осквернения даже брахманы и вайшнавы стали иногда относиться друг к другу неуважительно. На самом деле возвышенного вайшнава следует почитать даже больше, чем Самого Вишну. В «Падма-пуране» сказано: а̄ра̄дхана̄на̄м̇ сарвеша̄м̇ вишн̣ор а̄ра̄дханам̇ парам — из всех видов поклонения лучшим является поклонение Господу Вишну. Тасма̄т паратарам̇ деви тадӣйа̄на̄м̇ самарчанам: но еще лучше поклоняться вайшнаву.
В древности вся деятельность людей была связана с Вишну, однако после Сатья-юги в поведении вайшнавов появились признаки взаимного неуважения. Шрила Бхактивинода Тхакур говорит, что вайшнав — это тот, кто помогает другим стать вайшнавами. Например, многие стали вайшнавами по милости Нарады Муни. Могущественный вайшнав, под влиянием которого люди становятся преданными Господа, достоин поклонения, но иногда другие вайшнавы, сознание которых находится на более низком уровне и не свободно от осквернения материей, относятся к такому возвышенному вайшнаву неуважительно. Чтобы очистить людей от этой скверны, великие мудрецы научили их поклоняться Божествам в храме. Поклонение Божествам началось в Трета-югу и достигло расцвета в Двапара-югу (два̄паре паричарйа̄йа̄м). Однако в Кали-югу поклонением Божествам стали пренебрегать. И потому на смену поклонению в храме пришел более могущественный метод — пение мантры Харе Кришна. Шри Чайтанья Махапрабху Сам показал нам пример. Он не возводил храмы и не устанавливал Божества; Он повсюду распространял движение санкиртаны. Так что проповедники сознания Кришны должны уделять больше внимания санкиртане и прежде всего широкому распространению духовной литературы. Это поможет дальнейшему развитию движения Господа Чайтаньи. Везде, где есть возможность поклоняться Божествам, мы будем открывать новые центры, но главным для нас всегда должно быть распространение духовной литературы, ибо она является самым эффективным средством для приобщения людей к сознанию Кришны.
В «Шримад-Бхагаватам» (11.2.47) сказано:
арча̄йа̄м эва харайе
пӯджа̄м̇ йах̣ ш́раддхайехате
на тад-бхактешу ча̄нйешу
са бхактах̣ пра̄кр̣тах̣ смр̣тах̣
«Того, кто с искренней верой поклоняется Божеству в храме, но не знает, как вести себя с преданными и с другими людьми, называют пракрита-бхактой или каништха-адхикари». Сознание пракрита- бхакты, начинающего преданного, находится еще на материальном уровне. Он искренне поклоняется Божеству, но неспособен по достоинству оценить деятельность чистого преданного. Жизнь показывает, что иногда преданные-неофиты критикуют даже преданного, который наделен особыми полномочиями и служит миссии Господа, проповедуя сознание Кришны. Вишванатха Чакраварти Тхакур пишет о таких неофитах: сарва-пра̄н̣и-самма̄нана̄самартха̄на̄м аваджн̃а спардха̄димата̄м̇ ту бхагават-пратимаива па̄трам итй а̄ха. Для тех, кто не может по достоинству оценить деяния уполномоченных преданных, единственный способ духовно совершенствоваться — это поклоняться Божеству в храме. В «Чайтанья-чаритамрите» (Антья, 7.11) ясно сказано: кр̣шн̣а-ш́акти вина̄ нахе та̄ра правартана — не получив от Кришны особых полномочий, невозможно проповедовать славу святого имени Господа по всему миру. И тем не менее преданные-неофиты — каништха-адхикари, пребывающие на более низком уровне духовного развития, — подвергают критике того, кто занят подобной проповедью. Таким неофитам настоятельно рекомендуется поклоняться Божеству в храме.
Следующие материалы:

Текст 40

ततोऽर्चायां हरिं केचित् संश्रद्धाय सपर्यया ।
उपासत उपास्तापि नार्थदा पुरुषद्विषाम् ॥ ४० ॥
тато ’рча̄йа̄м̇ харим̇ кечит
сам̇ш́раддха̄йа сапарйайа̄
упа̄сата упа̄ста̄пи
на̄ртхада̄ пуруша-двиша̄м
татах̣ — затем; арча̄йа̄м — в поклонении Божеству; харим — Верховной Личности Бога (поскольку форма Господа тождественна Самому Господу); кечит — некто; сам̇ш́раддха̄йа — с глубокой верой; сапарйайа̄ — и с необходимыми принадлежностями; упа̄сате — поклоняется; упа̄ста̄ — хотя поклонение Божеству (с верой и по всем правилам); на — не; артха — приносящее пользу; пуруша — тех, кто завидует Господу Вишну и Его преданным.

Перевод:

Иногда преданный-неофит поклоняется Господу в образе Божества, поднося Ему все, что положено, но, поскольку он полон недобрых чувств к преданным, которых Господь Вишну наделил особыми полномочиями, его служение не доставляет Господу никакого удовольствия.

Комментарий:

Поклонение Божествам предназначено, главным образом, для очищения сознания начинающих преданных. Однако проповедь — более важное занятие. В «Бхагавад-гите» (18.69) сказано: на ча тасма̄н манушйешу каш́чин ме прийа-кр̣ттамах̣ — чтобы заслужить признание Верховного Господа, нужно проповедовать Его славу. Поэтому тот, кто поклоняется Божествам, должен с огромным почтением относиться к проповедникам, иначе он так и останется на низшей ступени преданного служения.

Текст 41

पुरुषेष्वपि राजेन्द्र सुपात्रं ब्राह्मणं विदु: ।
तपसा विद्यया तुष्टय‍ा धत्ते वेदं हरेस्तनुम् ॥ ४१ ॥
пурушешв апи ра̄джендра
супа̄трам̇ бра̄хман̣ам̇ видух̣
тапаса̄ видйайа̄ тушт̣йа̄
дхатте ведам̇ харес танум
пурушешу — среди людей; апи — поистине; ра̄джа — о лучший из царей; су — наиболее достойного; бра̄хман̣ам — квалифицированного брахмана; тапаса̄ — аскезой; видйайа̄ — образованностью; тушт̣йа̄ — удовлетворенностью; дхатте — принимает; ведам — трансцендентное знание, именуемое Ведой; харех̣ — Верховной Личности Бога; танум — тело, или образ.

Перевод:

О царь, из всех людей лучшим человеком следует считать достойного брахмана, ибо он, совершая аскезу, изучая Веды и стараясь всегда быть удовлетворенным, уподобляется Верховной Личности Бога.

Комментарий:

Из Вед мы узнаём, что Бог — это Верховная Личность. Каждое живое существо является личностью, но Верховный Господь, Кришна, — Верховная Личность. Брахман, который глубоко изучил Веды и в совершенстве постиг духовную науку, становится представителем Верховной Личности Бога, поэтому такой брахман, или вайшнав, достоин поклонения. Однако вайшнав стоит выше брахмана, ибо брахман знает лишь, что он не материя, а дух (Брахман), тогда как вайшнав знает, что он не просто Брахман, а еще и вечный слуга Верховного Брахмана. Вот почему поклонение вайшнаву выше поклонения Божеству в храме. Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит: са̄кша̄д дхаритвена самаста- ш́а̄страих̣ — согласно всем богооткровенным писаниям, духовный учитель, как лучший из брахманов и лучший из вайшнавов, пребывает на одном уровне с Верховной Личностью Бога. Но сам вайшнав никогда не считает себя Богом, поскольку это было бы богохульством. Хотя брахмана или вайшнава почитают наравне с Верховной Личностью Бога, истинный преданный всегда остается верным слугой Господа и никогда не пытается наслаждаться почестями, которые ему воздают как представителю Верховного Господа.