Текст 39

एन: पूर्वकृतं यत् तद् राजान: कृष्णवैरिण: ।
जहुस्तेऽन्ते तदात्मान: कीट: पेशस्कृतो यथा ॥ ३९ ॥
энах̣ пӯрва-кр̣там̇ йат тад
ра̄джа̄нах̣ кр̣шн̣а-ваирин̣ах̣
джахус те ’нте тад-а̄тма̄нах̣
кӣт̣ах̣ пеш́аскр̣то йатха̄
энах̣ — этот грех (поношение Верховного Господа); пӯрва — совершенный прежде (в прошлых жизнях); йат — который; тат — тот; ра̄джа̄нах̣ — цари; кр̣шн̣а — враждовавшие с Кришной; джахух̣ — отбросили; те — они; анте — в конце (в момент смерти); тат — облик, духовные тела, как у Господа; кӣт̣ах̣ — червь; пеш́аскр̣тах̣ — (от укуса) черной осы; йатха̄ — как.

Перевод:

Не только Шишупала и Дантавакра, но очень многие цари, враждовавшие с Кришной, в минуту смерти обрели спасение. Благодаря тому что эти цари думали о Господе, они обрели духовные тела, подобные Его телу, так же как червь, которого поймала оса, в следующей жизни сам становится осой.

Комментарий:

Этот стих раскрывает тайну йогической медитации. Настоящие йоги всегда медитируют на образ Господа Вишну в своем сердце. Покидая тело, такие йоги думают только об образе Вишну, поэтому после смерти они достигают Вишнулоки, или Вайкунтхалоки, и получают тела, подобные телу Господа. Мы уже знаем из Шестой песни «Шримад-Бхагаватам», что Вишнудуты, прибывшие с Вайкунтхи спасти Аджамилу, выглядели в точности, как Вишну: у них тоже было четыре руки и всем своим обликом они очень походили на Господа. Таким образом, любой, кто привык думать о Вишну и в момент смерти полностью погружен в мысли о Нем, возвращается домой, к Богу. Даже враги Кришны, которые, подобно царю Камсе, думали о Нем, обуреваемые страхом (бхая), обрели духовные тела, схожие с телом Господа.
Следующие материалы:

Текст 40

यथा यथा भगवतो भक्त्या परमयाभिदा ।
नृपाश्चैद्यादय: सात्म्यं हरेस्तच्चिन्तया ययु: ॥ ४० ॥
йатха̄ йатха̄ бхагавато
бхактйа̄ парамайа̄бхида̄
нр̣па̄ш́ чаидйа̄дайах̣ са̄тмйам̇
харес тач-чинтайа̄ йайух̣
йатха̄ — так же, как; бхагаватах̣ — Верховной Личности Бога; бхактйа̄ — преданным служением; парамайа̄ — высочайшим; абхида̄ — непрерывно думающие о такой деятельности; нр̣па̄х̣ — цари; чаидйа — Шишупала, Дантавакра и другие; са̄тмйам — подобие; харех̣ — Верховного Господа; тат — постоянными размышлениями о Нем; йайух̣ — ушли (домой, к Богу).

Перевод:

Непрестанно думая о Верховном Господе, чистые преданные, которые с любовью служат Ему, обретают такие же тела, как у Господа. Это называется сарупья-мукти. Но, хотя Шишупала, Дантавакра и другие подобные им цари думали о Кришне как о враге, они тоже получили освобождение, именуемое сарупьей.

Комментарий:

В «Чайтанья-чаритамрите», в главах, описывающих наставления Господа Чайтаньи Санатане Госвами, объясняется, что внешне преданный должен добросовестно выполнять свои ежедневные обязанности в преданном служении, но внутри, в своих мыслях, он всегда должен быть погружен в то особое настроение, в котором он предпочитает служить Господу. Постоянные размышления о Господе позволяют преданному вернуться домой, к Богу. В «Бхагавад-гите» (4.9) сказано: тйактва̄ дехам̇ пунар джанма наити ма̄м эти — покинув свое нынешнее тело, преданный больше не рождается в материальном мире: он возвращается к Богу и получает духовное тело, подобное телам вечных спутников Господа, примеру которых он следовал. К каким бы отношениям в служении Господу ни был привязан преданный, он всегда думает о ком- то из окружения Господа: о мальчиках-пастушках, о гопи, об отце и матери Господа, о Его слугах; или же преданный может думать о деревьях, цветах и животных, о земле и воде в обители Господа. Непрестанно думая о них, преданный получает доступ в духовное царство. Таким способом обрели освобождение Шишупала, Дантавакра, Камса, Паундрака, Наракасура, Шалва и другие цари. Мадхвачарья подтверждает это:
паун̣д̣раке нараке чаива
ш́а̄лве кам̇се ча рукмин̣и
а̄вишт̣а̄с ту харер бхакта̄с
тад-бхактйа̄ харим а̄пире
Паундрака, Наракасура, Шалва и Камса видели в Верховном Господе своего врага, но, поскольку эти цари все время думали о Нем, они обрели освобождение — сарупья-мукти. Такое же освобождение получает и гьяна-бхакта — преданный, идущий путем гьяны. Если даже враги Господа, постоянно думая о Нем, обретают спасение, что тогда говорить о чистых преданных, которые день и ночь служат Господу и все свои помыслы устремляют только к Нему?

Текст 41

आख्यातं सर्वमेतत्ते यन्मां त्वं परिपृष्टवान् ।
दमघोषसुतादीनां हरे: सात्म्यमपि द्विषाम् ॥ ४१ ॥
а̄кхйа̄там̇ сарвам этат те
йан ма̄м̇ твам̇ парипр̣шт̣ава̄н
дамагхоша-сута̄дӣна̄м̇
харех̣ са̄тмйам апи двиша̄м
а̄кхйа̄там — поведано; сарвам — всё; этат — это; те — тебе; йат — которое; ма̄м — меня; твам — ты; парипр̣шт̣ава̄н — спрашивал; дамагхоша — сына Дамагхоши (то есть Шишупалы) и других; харех̣ — Господа; са̄тмйам — подобие; апи — даже; двиша̄м — врагов.

Перевод:

Ты спросил меня, каким образом Шишупала и другие враги Господа могли обрести спасение, и я подробно объяснил тебе это.

Комментарий:

[]