Текст 37

शयानौ युधि निर्भिन्नहृदयौ रामशायकै: ।
तच्चित्तौ जहतुर्देहं यथा प्राक्तनजन्मनि ॥ ३७ ॥
ш́айа̄нау йудхи нирбхинна-хр̣дайау ра̄ма-ш́а̄йакаих̣
тач-читтау джахатур дехам̇
йатха̄ пра̄ктана-джанмани
ш́айа̄нау — уложенные; йудхи — в битве; нирбхинна — пронзены; хр̣дайау — те, чьи сердца; ра̄ма — стрелами Господа Рамачандры; тат — погруженные в мысли о Господе Рамачандре; джахатух̣ — оставили; дехам — тело; йатха̄ — как; пра̄ктана — в предыдущей жизни.

Перевод:

Пронзенные стрелами Шри Рамачандры, Кумбхакарна и Равана пали на поле битвы и, так же как в предыдущей жизни, когда они были Хираньякшей и Хираньякашипу, оставляя тело, думали только о Господе.

Комментарий:

[]
Следующие материалы:

Текст 38

ताविहाथ पुनर्जातौ शिशुपालकरूषजौ ।
हरौ वैरानुबन्धेन पश्यतस्ते समीयतु: ॥ ३८ ॥
та̄в иха̄тха пунар джа̄тау
ш́иш́упа̄ла-карӯша-джау
харау ваира̄нубандхена
паш́йатас те самӣйатух̣
тау — оба они; иха — здесь, среди людей (в человеческом обществе); атха — так; пунах̣ — опять; джа̄тау — родившиеся; ш́иш́упа̄ла — Шишупала; карӯша — и Дантавакра; харау — к Верховной Личности Бога; ваира — связью (с Господом), порожденной враждой (к Нему); паш́йатах̣ — глядящие; те — при тебе; самӣйатух̣ — погрузились, то есть вошли (в лотосные стопы Господа).

Перевод:

В следующий раз они родились людьми, Шишупалой и Дантавакрой, и снова стали врагами Господа. Оба они на твоих глазах погрузились в тело Господа.

Комментарий:

Ваира̄нубандхена. Те, кто враждует с Верховной Личностью Бога, тоже получают благо. Ка̄ма̄д двеша̄д бхайа̄т снеха̄д. Как объясняет Шрила Рупа Госвами (тасма̄т кена̄пй упа̄йена), важно, чтобы живые существа так или иначе были привязаны к Господу, ибо, даже если эта привязанность основана на вожделении, гневе, страхе или зависти, в конечном счете любой, кто привязан к Господу, достигнет высшей цели — вернется домой, к Богу. Что же тогда говорить о преданных, которые видят в Верховном Господе своего повелителя, друга, сына или возлюбленного?

Текст 39

एन: पूर्वकृतं यत् तद् राजान: कृष्णवैरिण: ।
जहुस्तेऽन्ते तदात्मान: कीट: पेशस्कृतो यथा ॥ ३९ ॥
энах̣ пӯрва-кр̣там̇ йат тад
ра̄джа̄нах̣ кр̣шн̣а-ваирин̣ах̣
джахус те ’нте тад-а̄тма̄нах̣
кӣт̣ах̣ пеш́аскр̣то йатха̄
энах̣ — этот грех (поношение Верховного Господа); пӯрва — совершенный прежде (в прошлых жизнях); йат — который; тат — тот; ра̄джа̄нах̣ — цари; кр̣шн̣а — враждовавшие с Кришной; джахух̣ — отбросили; те — они; анте — в конце (в момент смерти); тат — облик, духовные тела, как у Господа; кӣт̣ах̣ — червь; пеш́аскр̣тах̣ — (от укуса) черной осы; йатха̄ — как.

Перевод:

Не только Шишупала и Дантавакра, но очень многие цари, враждовавшие с Кришной, в минуту смерти обрели спасение. Благодаря тому что эти цари думали о Господе, они обрели духовные тела, подобные Его телу, так же как червь, которого поймала оса, в следующей жизни сам становится осой.

Комментарий:

Этот стих раскрывает тайну йогической медитации. Настоящие йоги всегда медитируют на образ Господа Вишну в своем сердце. Покидая тело, такие йоги думают только об образе Вишну, поэтому после смерти они достигают Вишнулоки, или Вайкунтхалоки, и получают тела, подобные телу Господа. Мы уже знаем из Шестой песни «Шримад-Бхагаватам», что Вишнудуты, прибывшие с Вайкунтхи спасти Аджамилу, выглядели в точности, как Вишну: у них тоже было четыре руки и всем своим обликом они очень походили на Господа. Таким образом, любой, кто привык думать о Вишну и в момент смерти полностью погружен в мысли о Нем, возвращается домой, к Богу. Даже враги Кришны, которые, подобно царю Камсе, думали о Нем, обуреваемые страхом (бхая), обрели духовные тела, схожие с телом Господа.