Текст 31

एवं शुश्रूषितस्तात भगवान् कश्यप: स्त्रिया ।
प्रहस्य परमप्रीतो दितिमाहाभिनन्द्य च ॥ ३१ ॥
эвам̇ ш́уш́рӯшитас та̄та
бхагава̄н каш́йапах̣ стрийа̄
прахасйа парама-прӣто
дитим а̄ха̄бхинандйа ча
эвам — так; ш́уш́рӯшитах̣ — которому угождают; та̄та — дорогой; бхагава̄н — могущественный; каш́йапах̣ — Кашьяпа; стрийа̄ — женщиной; прахасйа — улыбаясь; парама — в высшей степени довольный; дитим — Дити; а̄ха — сказал; абхинандйа — одобряя; ча — также.

Перевод:

Мой дорогой [царь Парикшит], довольный кротостью своей жены Дити, могущественный мудрец Кашьяпа улыбнулся и сказал ей такие слова.

Комментарий:

[]
Следующие материалы:

Текст 32

श्रीकश्यप उवाच
वरं वरय वामोरु प्रीतस्तेऽहमनिन्दिते ।
स्त्रिया भर्तरि सुप्रीते क: काम इह चागम: ॥ ३२ ॥
ш́рӣ-каш́йапа ува̄ча
варам̇ варайа ва̄мору
прӣтас те ’хам аниндите
стрийа̄ бхартари супрӣте
ках̣ ка̄ма иха ча̄гамах̣
ш́рӣ — Кашьяпа Муни сказал; варам — благословение; варайа — проси; ва̄мору — красавица; прӣтах̣ — доволен; те — тобой; ахам — я; аниндите — безупречная; стрийа̄х̣ — для женщины; бхартари — муж; су — когда доволен; ках̣ — какое; ка̄мах̣ — желание; иха — здесь; ча — также; агамах̣ — трудноисполнимое.

Перевод:

Кашьяпа Муни сказал: О красавица, о безупречная во всех отношениях женщина, я так доволен твоим поведением, что ты теперь можешь просить у меня всего, чего пожелаешь. Ведь если муж доволен женой, то какие ее желания останутся несбывшимися — в этой ли жизни или в следующей?

Комментарий:

[]

Текст 33-34

पतिरेव हि नारीणां दैवतं परमं स्मृतम् ।
मानस: सर्वभूतानां वासुदेव: श्रिय: पति: ॥ ३३ ॥
स एव देवतालिङ्गैर्नामरूपविकल्पितै: ।
इज्यते भगवान् पुम्भि: स्त्रीभिश्च पतिरूपधृक् ॥ ३४ ॥
патир эва хи на̄рӣн̣а̄м̇
даиватам̇ парамам̇ смр̣там
ма̄насах̣ сарва-бхӯта̄на̄м̇
ва̄судевах̣ ш́рийах̣ патих̣

са эва девата̄-лин̇гаир
на̄ма-рӯпа-викалпитаих̣
иджйате бхагава̄н пумбхих̣
стрӣбхиш́ ча пати-рӯпа-дхр̣к
патих̣ — муж; эва — поистине; хи — конечно; на̄рӣн̣а̄м — женщины; даиватам — полубогом; парамам — высшим; смр̣там — считается; ма̄насах̣ — пребывающий в сердце; сарва — всех живых существ; ва̄судевах̣ — Ва̄судева; ш́рийах̣ — богини процветания; патих̣ — супруг; сах̣ — Он; эва — конечно; девата̄ — через формы полубогов; на̄ма — имена; рӯпа — обличья; викалпитаих̣ — воспринимаемые; иджйате — почитаемый; бхагава̄н — Верховная Личность Бога; пумбхих̣ — мужчинами; стрӣбхих̣ — женщинами; ча — также; пати — в образе мужа.

Перевод:

Для женщины муж — главный из богов. Верховная Личность Бога, Господь Ва̄судева, супруг богини процветания, пребывает в сердце каждого. Люди, привязанные к плодам своего труда, поклоняются Ему в образе различных полубогов и их имен. Точно так же и женщина оказывает почтение Господу, поклоняясь своему мужу.

Комментарий:

Господь говорит в «Бхагавад-гите» (9.23):
йе ’пй анйа-девата̄-бхакта̄
йаджанте ш́раддхайа̄нвита̄х̣
те ’пи ма̄м эва каунтейа
йаджантй авидхи-пӯрвакам
«Жертвы другим богам, по сути, предназначены Мне, о сын Кунти, но люди приносят их без должного понимания». Полубоги — это помощники Верховной Личности Бога, выполняющие функции Его рук и ног. Тем, кто не способен напрямую обратиться к Верховному Господу и не может понять Его величия, иногда предписывается поклоняться полубогам как частям тела Господа. Женщины обычно очень привязаны к своим мужьям, и если они почитают своих супругов, как представителей Ва̄судевы, то получают такое же благо, какое, к примеру, получил Аджамила, взывая к своему сыну по имени Нараяна. Аджамила был привязан к своему сыну, но поскольку он с чувством повторял имя Нараяны, то благодаря этому обрел освобождение. В Индии мужей до сих пор называют пати-гуру, «супруг-наставник в духовной жизни». Если муж и жена привязаны друг к другу ради развития сознания Кришны, то их совместная жизнь будет способствовать их духовному развитию. Хотя некоторые ведические мантры содержат имена Индры и Агни (индра̄йа сва̄ха̄, агнайе сва̄ха̄), цель всех ведических жертвоприношений — удовлетворить Господа Вишну. Поклонение этим полубогам, как и поклонение мужу, рекомендуется лишь тем, кто слишком привязан к материальным чувственным наслаждениям.