Текст 27-28

इति भावेन सा भर्तुराचचारासकृत्प्रियम् ।
शुश्रूषयानुरागेण प्रश्रयेण दमेन च ॥ २७ ॥
भक्त्या परमया राजन् मनोज्ञैर्वल्गुभाषितै: ।
मनो जग्राह भावज्ञा सस्मितापाङ्गवीक्षणै: ॥ २८ ॥
ити бха̄вена са̄ бхартур
а̄чача̄ра̄сакр̣т прийам
ш́уш́рӯшайа̄нура̄ген̣а
праш́райен̣а дамена ча

бхактйа̄ парамайа̄ ра̄джан
маноджн̃аир валгу-бха̄шитаих̣
мано джагра̄ха бха̄ва-джн̃а̄
сасмита̄па̄н̇га-вӣкшан̣аих̣
ити — с таким; бха̄вена — намерением; са̄ — она; бхартух̣ — мужу; а̄чача̄ра — доставляла; асакр̣т — постоянно; прийам — приятное; ш́уш́рӯшайа̄ — служением; анура̄ген̣а — любовью; праш́райен̣а — смирением; дамена — сдержанностью; ча — также; бхактйа̄ — преданностью; парамайа̄ — великой; ра̄джан — о царь; маноджн̃аих̣ — приятными; валгу — сладкими речами; манах̣ — его ум; джагра̄ха — подчинила; бха̄ва — зная его природу; са — улыбающимися; апа̄н̇га — взглядами.

Перевод:

С этим намерением [мечтая о сыне, способном убить Индру], Дити принялась во всем угождать своему мужу. О царь, она послушно исполняла любые желания Кашьяпы. Своим служением, любовью, покорностью и сдержанностью, сладкими речами, улыбками и нежными взглядами она полностью покорила его сердце.

Комментарий:

Чтобы добиться расположения мужа и привязать его к себе, жена должна всячески угождать ему. Довольный женой, мужчина готов дать ей все, чего она желает, одарять ее украшениями и ублажать ее. Дити прекрасно знала об этом и стала вести себя соответствующим образом.
Следующие материалы:

Текст 29

एवं स्त्रिया जडीभूतो विद्वानपि मनोज्ञया ।
बाढमित्याह विवशो न तच्चित्रं हि योषिति ॥ २९ ॥
эвам̇ стрийа̄ джад̣ӣбхӯто
видва̄н апи маноджн̃айа̄
ба̄д̣хам итй а̄ха виваш́о
на тач читрам̇ хи йошити
эвам — так; стрийа̄ — женщиной; джад̣ӣбхӯтах̣ — очарованный; видва̄н — ученый муж; апи — хотя; маноджн̃айа̄ — многоопытной; ба̄д̣хам — да будет так; ити — так; а̄ха — сказал; виваш́ах̣ — подчинившийся; на — не; тат — то; читрам — поразительно; хи — воистину; йошити — в том, что касается женщин.

Перевод:

При всей своей учености Кашьяпа Муни быстро поддался на уловки Дити, которая полностью подчинила его себе, и пообещал ей исполнить любое ее желание. В таком поведении мужей нет ничего удивительного.

Комментарий:

[]

Текст 30

विलोक्यैकान्तभूतानि भूतान्यादौ प्रजापति: ।
स्त्रियं चक्रे स्वदेहार्धं यया पुंसां मतिर्हृता ॥ ३० ॥
вилокйаика̄нта-бхӯта̄ни
бхӯта̄нй а̄дау праджа̄патих̣
стрийам̇ чакре сва-деха̄рдхам̇
йайа̄ пум̇са̄м̇ матир хр̣та̄
вилокйа — видя; эка̄нта — самоотреченные; бхӯта̄ни — живые существа; а̄дау — в начале; праджа̄патих̣ — Господь Брахма; стрийам — женщину; чакре — сотворил; сва — своего тела; ардхам — половину; йайа̄ — которой; пум̇са̄м — мужчин; матих̣ — ум; хр̣та̄ — пленяется.

Перевод:

На заре творения создатель вселенной Брахма заметил, что живые существа стали проявлять отрешенность от мира. Тогда, чтобы увеличить население мира, из лучшей половины тела мужчины он сотворил женщину, чьи повадки способны полностью пленить ум мужчины.

Комментарий:

Половое влечение — движущая сила всей вселенной, созданная Господом Брахмой для того, чтобы увеличить численность людей и других обитателей этого мира. В Пятой песни Ришабхадева говорит: пум̇сах̣ стрийа̄ митхунӣ-бха̄вам этам — весь мир вращается вокруг полового влечения, которое испытывают друг к другу мужчина и женщина. Когда женщина и мужчина соединяются, узел их взаимной привязанности затягивается все туже и туже, намертво привязывая их к материальной жизни. Так действует иллюзия материального мира. В той же самой иллюзии оказался и Кашьяпа Муни, несмотря на всю свою ученость и духовную мудрость. В «Ману-самхите» (2.215) и «Шримад-Бхагаватам» (9.19.17) сказано:
ма̄тра̄ свасра̄ духитра̄ ва̄
на̄вивикта̄сано бхавет
балава̄н индрийа-гра̄мо
видва̄м̇сам апи каршати
«Мужчине не следует оставаться наедине с женщиной, даже если она его мать, сестра или дочь, ибо чувства настолько сильны, что способны увлечь любого, даже мудреца». Стоит мужчине остаться наедине с женщиной, как его половое желание усиливается. Поэтому, как здесь указывают слова эка̄нта-бхӯта̄ни, во избежание полового возбуждения, необходимо свести общение с противоположным полом к минимуму. Половое влечение обладает такой силой, что немедленно овладевает мужчиной, уединившимся с женщиной — будь то его мать, дочь или сестра.