Текст 48

यं वै श्वसन्तमनु विश्वसृज: श्वसन्ति
यं चेकितानमनु चित्तय उच्चकन्ति ।
भूमण्डलं सर्षपायति यस्य मूर्ध्नि
तस्मै नमो भगवतेऽस्तु सहस्रमूर्ध्ने ॥ ४८ ॥
йам̇ ваи ш́васантам ану виш́ва-ср̣джах̣ ш́васанти
йам̇ чекита̄нам ану читтайа уччаканти
бхӯ-ман̣д̣алам̇ саршапа̄йати йасйа мӯрдхни
тасмаи намо бхагавате ’сту сахасра-мӯрдхне
йам — чьего; ваи — воистину; ш́васантам — действуя; ану — после; виш́ва — властители материального мира; ш́васанти — также действуют; йам — чьего; чекита̄нам — акта восприятия; ану — после; читтайах̣ — все органы познания; уччаканти — воспринимают окружающий мир; бхӯ — вселенные; саршапа̄йати — уподобляются семенам горчицы; йасйа — которого; мӯрдхни — на голове; тасмаи — Тому; намах̣ — поклоны; бхагавате — Верховной Личности Бога; асту — да будут; сахасра — тысячеглавому.

Перевод:

О мой Господь, только после того, как Ты Сам приступаешь к делам, начинают действовать Господь Брахма, Индра и другие владыки мироздания. Только после того, как Ты окидываешь взором материальную энергию, наши чувства начинают воспринимать окружающий мир. Все вселенные покоятся на Твоих головах, словно горчичные зерна. Пред Тобой, тысячеглавой Верховной Личностью, я склоняюсь в глубоком почтении.

Комментарий:

[]
Следующие материалы:

Текст 49

श्रीशुक उवाच
संस्तुतो भगवानेवमनन्तस्तमभाषत ।
विद्याधरपतिं प्रीतश्चित्रकेतुं कुरूद्वह ॥ ४९ ॥
ш́рӣ-ш́ука ува̄ча
сам̇стуто бхагава̄н эвам
анантас там абха̄шата
видйа̄дхара-патим̇ прӣташ́
читракетум̇ курӯдваха
ш́рӣ — Шри Шукадева Госвами сказал; сам̇стутах̣ — прославленный в молитвах; бхагава̄н — Верховная Личность Бога; эвам — так; анантах̣ — Господь Ананта; там — ему; абха̄шата — ответил; видйа̄дхара — повелителю видьядхаров; прӣтах̣ — довольный; читракетум — царю Читракету; куру — о лучший из рода Куру, Махараджа Парикшит.

Перевод:

Шукадева Госвами продолжал: О лучший из потомков рода Куру, Махараджа Парикшит! Господь Анантадева, Верховная Личность Бога, остался очень доволен молитвами царя Читракету, царя видьядхаров, и ответил на них так.

Комментарий:

[]

Текст 50

श्रीभगवानुवाच
यन्नारदाङ्गिरोभ्यां ते व्याहृतं मेऽनुशासनम् ।
संसिद्धोऽसि तया राजन् विद्यया दर्शनाच्च मे ॥ ५० ॥
ш́рӣ-бхагава̄н ува̄ча
йан на̄рада̄н̇гиробхйа̄м̇ те
вйа̄хр̣там̇ ме ’нуш́а̄санам
сам̇сиддхо ’си тайа̄ ра̄джан
видйайа̄ дарш́ана̄ч ча ме
ш́рӣ — Верховная Личность Бога, Санкаршана, ответил; йат — которому; на̄рада — великими мудрецами Нарадой и Ангирой; те — тебе; вйа̄хр̣там — поведанному; ме — Мне; ануш́а̄санам — поклонению; сам̇сиддхах̣ — совершенный; аси — ты есть; тайа̄ — благодаря; ра̄джан — о царь; ча — также; ме — Меня.

Перевод:

Верховная Личность Бога, Господь Анантадева, заговорил в ответ: О царь, вняв наставлениям великих мудрецов Нарады и Ангиры, ты обрел совершенное трансцендентное знание. Постигнув духовную науку, ты получил возможность увидеть Меня воочию. Поэтому теперь ты достиг высшего совершенства!

Комментарий:

Достичь совершенства жизни — значит получить духовное образование и понять существование Бога, а также то, как Он творит, хранит и уничтожает мироздание. Человек, обладающий совершенным знанием, может обрести любовь к Богу, общаясь с такими совершенными людьми, как Нарада и Ангира, а также с их последователями в преемственности духовных учителей. Тогда он сможет увидеть безграничную Верховную Личность Бога. Хотя Господь безграничен, по Своей беспричинной милости Он может явиться Своему преданному и дать ему возможность увидеть Себя. Однако в нашем нынешнем обусловленном состоянии мы не можем ни увидеть, ни постичь Верховную Личность Бога.
атах̣ ш́рӣ-кр̣шн̣а-на̄ма̄ди
на бхавед гра̄хйам индрийаих̣
севонмукхе хи джихва̄дау
свайам эва спхуратй адах̣
«Духовные имя, образ, качества и деяния Шри Кришны невозможно постичь с помощью оскверненных материей чувств. Имя, образ, качества и деяния Господа открываются только тому, кто одухотворил себя трансцендентным служением Ему» (Бхакти-расамрита- синдху, 1.2.234). Если человек следует путем духовной жизни под руководством Нарады Муни или его представителя и таким образом занимается служением Господу, он обретает способность лицезреть Господа. В «Брахма-самхите» (5.38) сказано:
према̄н̃джана-ччхурита-бхакти-вилочанена
сантах̣ садаива хр̣дайешу вилокайанти
йам̇ ш́йа̄масундарам ачинтйа-гун̣а-сварӯпам̇
говиндам а̄ди-пурушам̇ там ахам̇ бхаджа̄ми
«Я поклоняюсь Говинде, предвечному Господу. Преданные, чьи глаза умащены бальзамом любви, всегда созерцают в своих сердцах Его вечный образ Шьямасундары». Человек обязан следовать наставлениям духовного учителя. Как видно на примере Махараджи Читракету, только так можно обрести необходимые качества, чтобы впоследствии увидеть Верховную Личность Бога.