Текст 7

देहेन देहिनो राजन् देहाद्देहोऽभिजायते ।
बीजादेव यथा बीजं देह्यर्थ इव शाश्वत: ॥ ७ ॥
дехена дехино ра̄джан
деха̄д дехо ’бхиджа̄йате
бӣджа̄д эва йатха̄ бӣджам̇
дехй артха ива ш́а̄ш́ватах̣
дехена — телом; дехинах̣ — обладающего материальным телом (отца); ра̄джан — о царь; деха̄т — из тела (матери); дехах̣ — тело; абхиджа̄йате — появляется на свет; бӣджа̄т — из семени; эва — в действительности; йатха̄ — как; бӣджам — семя; дехӣ — находящийся в теле; артхах̣ — материальные стихии; ива — как; ш́а̄ш́ватах̣ — вечные.

Перевод:

Как одно семя рождает другое, о царь, так одно тело [тело отца] с помощью другого тела [тела матери] производит на свет третье тело [тело ребенка]. Элементы, составляющие материальное тело, вечны, и так же вечно живое существо, проявляющее посредством их свое присутствие.

Комментарий:

В «Бхагавад-гите» говорится о существовании двух энергий: высшей и низшей. Низшая энергия состоит из пяти грубых и трех тонких материальных элементов. Живое существо принадлежит к высшей энергии, но появляется в телах различных типов, созданных из этих элементов материальной энергией. И материальная, и духовная энергии (материя и дух) являются вечными энергиями Верховной Личности Бога. Иначе говоря, все энергии принадлежат Верховной Личности. Когда духовное живое существо, неотъемлемая частица Верховной Личности Бога, желает наслаждаться материальным миром, Господь дает ему возможность побывать в различных материальных телах и на собственном опыте испытать все радости и страдания разных условий жизни. Живое существо, относящееся к духовной энергии Господа и желающее наслаждаться материей, полностью находится в Его власти. Так называемые отец и мать не имеют никакого отношения к живому существу. Они лишь посредники, при помощи которых живое существо обретает различные тела, возникшие в результате его желаний и кармы.
Следующие материалы:

Текст 8

देहदेहिविभागोऽयमविवेककृत: पुरा ।
जातिव्यक्तिविभागोऽयं यथा वस्तुनि कल्पित: ॥ ८ ॥
деха-дехи-вибха̄го ’йам
авивека-кр̣тах̣ пура̄
джа̄ти-вйакти-вибха̄го ’йам̇
йатха̄ вастуни калпитах̣
деха — тела; дехи — и владельца тела; вибха̄гах̣ — разделение; айам — это; авивека — невежеством; кр̣тах̣ — созданное; пура̄ — давно (в незапамятные времена); джа̄ти — на сословия или касты; вйакти — на индивидуумов; вибха̄гах̣ — деление; айам — это; йатха̄ — как; вастуни — в изначальном объекте; калпитах̣ — воображаемое.

Перевод:

Деление людей по общим и частным признакам, например по их принадлежности к какому-то сословию и семье, придумано невеждами.

Комментарий:

Существуют две энергии — материальная и духовная. Поскольку их источником является вечная истина, Верховный Господь, эти энергии также существуют вечно. Те индивидуальные души, которые с незапамятных времен пожелали забыть, кем они являются на самом деле, воплощаются в разных материальных телах и начинают отождествлять себя с тем или иным видом жизни, национальностью, сословием и т. д.

Текст 9

श्रीशुक उवाच
एवमाश्वासितो राजा चित्रकेतुर्द्विजोक्तिभि: ।
विमृज्य पाणिना वक्त्रमाधिम्‍लानमभाषत ॥ ९ ॥
ш́рӣ-ш́ука ува̄ча
эвам а̄ш́ва̄сито ра̄джа̄
читракетур двиджоктибхих̣
вимр̣джйа па̄н̣ина̄ вактрам
а̄дхи-мла̄нам абха̄шата
ш́рӣ — Шри Шукадева Госвами сказал; эвам — так; а̄ш́ва̄ситах̣ — обнадеженный (просвещенный); ра̄джа̄ — царь; читракетух̣ — Читракету; двиджа — наставлениями великих брахманов (Нарады и Ангиры); вимр̣джйа — утерев; па̄н̣ина̄ — рукой; вактрам — лицо; а̄дхи — иссушенное горем; абха̄шата — заговорил разумно.

Перевод:

Шри Шукадева Госвами продолжал: Обнадеженный наставлениями Нарады и Ангиры, царь Читракету воспрял духом. Он утер свое осунувшееся от горя лицо и заговорил.

Комментарий:

[]