Текст 28

ज्येष्ठा श्रेष्ठा च या राज्ञो महिषीणां च
भारत ।
नाम्ना कृतद्युतिस्तस्यै यज्ञोच्छिष्टमदाद् द्विज: ॥ २८ ॥
джйешт̣ха̄ ш́решт̣ха̄ ча йа̄ ра̄джн̃о
махишӣн̣а̄м̇ ча бха̄рата
на̄мна̄ кр̣тадйутис тасйаи
йаджн̃оччхишт̣ам ада̄д двиджах̣
джйешт̣ха̄ — старшая; ш́решт̣ха̄ — самая достойная; ча — также; йа̄ — которая; ра̄джн̃ах̣ — царя; махишӣн̣а̄м — из цариц; ча — также; бха̄рата — о лучший из потомков Бхараты (Махараджа Парикшит); на̄мна̄ — по имени; кр̣тадйутих̣ — Критадьюти; тасйаи — ей; йаджн̃а — жертвоприношения; уччхишт̣ам — остатки (пищи); ада̄т — отдал; двиджах̣ — великий мудрец (Ангира).

Перевод:

О Махараджа Парикшит, лучший из рода Бхараты, остатки жертвенной пищи великий мудрец Ангира отдал Критадьюти, первой и самой достойной из миллионов жен царя Читракету.

Комментарий:

[]
Следующие материалы:

Текст 29

अथाह नृपतिं राजन् भवितैकस्तवात्मज: ।
हर्षशोकप्रदस्तुभ्यमिति
ब्रह्मसुतो ययौ ॥ २९ ॥
атха̄ха нр̣патим̇ ра̄джан
бхавитаикас тава̄тмаджах̣
харша-ш́ока-прадас тубхйам
ити брахма-суто йайау
атха — затем; а̄ха — сказал; нр̣патим — царю; ра̄джан — о царь Читракету; бхавита̄ — будет; эках̣ — один; тава — твой; а̄тмаджах̣ — сын; харша — радость и горе; прадах̣ — дающий; тубхйам — тебе; ити — так; брахма — сын Господа Брахмы (Ангира Риши); йайау — удалился.

Перевод:

Затем мудрец сказал царю: «О великий царь, вскоре у тебя родится сын, который принесет тебе и радость, и горе». Произнеся эти слова, мудрец ушел, не дожидаясь ответа Читракету.

Комментарий:

Харша значит «радость», а ш́ока — «горе». Услышав, что у него родится сын, царь был вне себя от счастья. На радостях он не успел до конца вникнуть в сказанное Ангирой. Царь истолковал слова мудреца так, что предстоящее рождение сына, несомненно, принесет радость, но, как единственный царский наследник, мальчик слишком возгордится богатством и властью и перестанет слушаться отца. Но эти мысли не могли омрачить счастье царя, который думал: «Наконец-то у меня родится сын! Ничего страшного, если он будет не очень послушным». Бенгальская пословица гласит, что лучше иметь слепого дядю, чем никакого. Царь придерживался той же точки зрения, полагая, что лучше уж иметь непослушного сына, чем не иметь вовсе.

По этому поводу великий мудрец Чанакья Пандит говорит:
ко ’ртхах̣ путрен̣а джа̄тена
йо на видва̄н на дха̄рмиках̣
ка̄н̣ена чакшуша̄ ким̇ ва̄
чакшух̣ пӣд̣аива кевалам
«Какой толк в сыне, если он не знает священных писаний или не предан Господу? Такой сын подобен ослепшему больному глазу, который только причиняет боль». И все же материальный мир настолько оскверняет сознание, что каждому хочется иметь своего сына, пусть даже бестолкового. История с царем Читракету — наглядное тому доказательство.

Текст 30

सापि तत्प्राशनादेव चित्रकेतोरधारयत् ।
गर्भं कृतद्युतिर्देवी कृत्तिकाग्नेरिवात्मजम् ॥ ३० ॥
са̄пи тат-пра̄ш́ана̄д эва
читракетор адха̄райат
гарбхам̇ кр̣тадйутир девӣ
кр̣ттика̄гнер ива̄тмаджам
са̄ — она; апи — едва; тат — от той пищи [оставшейся от жертвоприношения]; эва — конечно; читракетох̣ — от царя Читракету; адха̄райат — понесла; гарбхам — плод; кр̣тадйутих̣ — царица Критадьюти; девӣ — богиня; кр̣ттика̄ — Криттика; агнех̣ — от Агни; ива — как; а̄тма — сына.

Перевод:

Как Криттика-деви, приняв от Агни семя Господа Шивы, зачала Сканду [Карттикею], так и Критадьюти, вкусив пищу, принесенную в жертву Ангирой, понесла от царя Читракету.

Комментарий:

[]