Текст 10

आसीद्राजा सार्वभौम: शूरसेनेषु वै नृप ।
चित्रकेतुरिति ख्यातो यस्यासीत्कामधुङ्‍मही ॥ १० ॥
а̄сӣд ра̄джа̄ са̄рвабхаумах̣
ш́ӯрасенешу ваи нр̣па
читракетур ити кхйа̄то
йасйа̄сӣт ка̄мадхун̇ махӣ
а̄сӣт — был; ра̄джа̄ — царь; са̄рва — властелин всего мира; ш́ӯрасенешу — в стране под названием Шурасена; ваи — именно; нр̣па — о царь; читракетух̣ — Читракету; ити — так; кхйа̄тах̣ — называемый; йасйа — которого; а̄сӣт — была; ка̄ма — снабжающая всем необходимым; махӣ — земля.

Перевод:

О царь Парикшит, некогда в провинции Шурасена жил царь по имени Читракету, который правил всем миром. В его правление земля давала все необходимое для жизни.

Комментарий:

Здесь важно отметить, что во время правления царя Читракету земля удовлетворяла все жизненные потребности людей. В «Ишопанишад» (мантра 1) говорится:
ӣш́а̄ва̄сйам идам̇ сарвам̇
йат кин̃ча джагатйа̄м̇ джагат
тена тйактена бхун̃джӣтха̄
ма̄ гр̣дхах̣ касйа свид дханам
«Все живое и неживое во вселенной находится во власти Господа и принадлежит Ему. Поэтому каждый должен пользоваться только тем, что ему необходимо и выделено ему как его доля, и не посягать ни на что другое, хорошо понимая, кому все принадлежит». Кришна, верховный владыка, сотворил материальный мир совершенным и изобильным. Господь заботится о потребностях каждого живого существа. Все необходимое для жизни родит земля, которую поэтому называют кормилицей. При хорошем правителе она щедро обеспечивает людей своими дарами, а дурное правление приводит к нужде. На это указывает слово ка̄мадхук. В другом стихе «Шримад-Бхагаватам» (1.10.4) говорится: ка̄мам̇ ваварша парджанйах̣ сарва-ка̄ма-дугха̄ махӣ — «В правление Махараджи Юдхиштхиры облака обильно орошали землю дождями, и земля полностью удовлетворяла все потребности людей». Мы на собственном опыте знаем, что, в зависимости от количества осадков, один год выдается урожайным, а другой — голодным. Мы не можем регулировать плодородие земли, поскольку полная власть над ней принадлежит Верховной Личности Бога. Только по воле Господа земля приносит либо щедрые, либо скудные плоды. Если благочестивый царь правит страной в соответствии с наставлениями шастр, то дожди будут сами собой регулярно орошать землю, и подданные не будут ни в чем знать нужды. В таком обществе не будет эксплуатации людей, поскольку все будут жить в достатке. Спекуляция, махинации и прочие преступные проявления сами себя изживут. Глава государства не сможет сделать своих подданных счастливыми до тех пор, пока не разовьет в себе духовных качеств. Правитель должен брать пример с Махараджи Юдхиштхиры, Махараджи Парикшита или Рамачандры. Только тогда все его подданные будут по-настоящему счастливы.
Следующие материалы:

Текст 11

तस्य भार्यासहस्राणां सहस्राणि दशाभवन् ।
सान्तानिकश्चापि नृपो न लेभे तासु सन्ततिम् ॥ ११ ॥
тасйа бха̄рйа̄-сахасра̄н̣а̄м̇
сахасра̄н̣и даш́а̄бхаван
са̄нта̄никаш́ ча̄пи нр̣по
на лебхе та̄су сантатим
тасйа — его (царя Читракету); бха̄рйа̄ — жен; сахасра̄н̣а̄м — тысяч; сахасра̄н̣и — тысячи; даш́а — десять; абхаван — были; са̄нта̄никах̣ — способный зачать сына; ча — также; апи — хотя; нр̣пах̣ — царь; на — не; лебхе — обрел; та̄су — в них; сантатим — сына.

Перевод:

Хотя у Читракету было десять миллионов жен, и хотя сам он был вполне способен зачать потомство, детей у него не было: волей судьбы все его жены оказались бесплодными.

Комментарий:

[]

Текст 12

रूपौदार्यवयोजन्मविद्यैश्वर्यश्रियादिभि: ।
सम्पन्नस्य गुणै: सर्वैश्चिन्ता बन्ध्यापतेरभूत् ॥ १२ ॥
рӯпауда̄рйа-вайо-джанма
видйаиш́варйа-ш́рийа̄дибхих̣
сампаннасйа гун̣аих̣ сарваиш́
чинта̄ бандхйа̄-патер абхӯт
рӯпа — красотой; ауда̄рйа — великодушием; вайах̣ — молодостью; джанма — знатным происхождением; видйа̄ — ученостью; аиш́варйа — властью; ш́рийа — богатством и прочим; сампаннасйа — наделенного; гун̣аих̣ — достоинствами; сарваих̣ — всеми; чинта̄ — тревога; бандхйа̄ — супруга многих бесплодных жен (Читракету); абхӯт — была.

Перевод:

Читракету, супруг миллионов жен, был красив собой, щедр, молод. Он был знатного рода, учен, богат и могуществен. Но, несмотря на все его достоинства, царь не знал покоя, ибо у него не было сына.

Комментарий:

Судя по всему, царь сначала взял себе одну жену, но она не смогла родить ему ребенка. Тогда он женился во второй, затем в третий, четвертый раз и так далее, но все его жены оказались бесплодными. Несмотря на все свои материальные достояния — знатность, богатство, образованность и красоту (джанмаиш́варйа-ш́рута-ш́рӣ), — царь был очень несчастлив: хотя у него было много жен, у него так и не было сына. Его горе вполне понятно. Без детей жизнь и жены грихастхи лишены смысла. По словам Чанакьи Пандита, если у семейного человека нет сына, то его дом не лучше пустыни: путра-хӣнам̇ гр̣хам̇ ш́ӯнйам. Конечно, царю Читракету было сложно с этим смириться, и потому он завел себе столько жен. Многоженство позволяется в первую очередь кшатриям, и царь не преминул воспользоваться этим правом. Но все было тщетно — он так и не дождался отпрыска.