Текст 2

देवर्षिपितृभूतानि दैत्या देवानुगा: स्वयम् ।
प्रतिजग्मु: स्वधिष्ण्यानि ब्रह्मेशेन्द्रादयस्तत: ॥ २ ॥
деварши-питр̣-бхӯта̄ни
даитйа̄ дева̄нуга̄х̣ свайам
пратиджагмух̣ сва-дхишн̣йа̄ни
брахмеш́ендра̄дайас татах̣
дева — полубоги; р̣ши — великие святые; питр̣ — обитатели Питрилоки; бхӯта̄ни — и другие живые существа; даитйа̄х̣ — демоны; дева — жители других планет, живущие по законам полубогов; свайам — самостоятельно (не испросив разрешения Индры); пратиджагмух̣ — возвратились; сва — к своим планетам и домам; брахма — Господь Брахма; ӣш́а — Господь Шива; индра — и полубоги, возглавляемые Индрой; татах̣ — затем.

Перевод:

Затем полубоги, мудрецы, жители Питрилоки и Бхуталоки, демоны, обитатели планет полубогов, а также Господь Брахма, Господь Шива и полубоги, подчиненные Индре, вернулись в свои обители. Но никто из них перед этим ни словом не обмолвился с Индрой.

Комментарий:

В этой связи Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур поясняет:
брахмеш́ендра̄дайа ити. индрасйа сва-дхишн̣йа-гаманам̇ нопападйате вр̣тра-вадха-кшан̣а эва брахма-хатйопадрава-пра̄птех̣. тасма̄т тата итй анена ма̄наса-саровара̄д а̄гатйа правартита̄д аш́вамедха̄т парата ити вйа̄кхйейам.
Индра не вернулся в свою обитель, как это сделали Господь Брахма, Господь Шива и другие полубоги, поскольку ему не давала покоя мысль о том, что убитый им Вритрасура в действительности был брахманом. Желая искупить свою вину, Индра отправился к озеру Манаса-саровара. Пробыв там некоторое время, он покинул озеро, совершил ашвамедха-ягью и только после этого вернулся в свое царство.
Следующие материалы:

Текст 3

श्रीराजोवाच
इन्द्रस्यानिर्वृतेर्हेतुं श्रोतुमिच्छामि भो मुने ।
येनासन् सुखिनो देवा हरेर्दु:खं कुतोऽभवत् ॥ ३ ॥
ш́рӣ-ра̄джова̄ча
индрасйа̄нирвр̣тер хетум̇
ш́ротум иччха̄ми бхо муне
йена̄сан сукхино дева̄
харер дух̣кхам̇ куто ’бхават
ш́рӣ — царь Парикшит спросил; индрасйа — царя Индры; анирвр̣тех̣ — печали; хетум — о причине; ш́ротум — услышать; иччха̄ми — желаю; бхох̣ — о мой господин; муне — о великий мудрец, Шукадева Госвами; йена — которым; а̄сан — были; сукхинах̣ — счастливы; дева̄х̣ — полубоги; харех̣ — Индры; дух̣кхам — горе; кутах̣ — отчего; абхават — было.

Перевод:

Махараджа Парикшит спросил Шукадеву Госвами: Поведай мне, о великий мудрец, чем был опечален царь Индра, когда убил Вритрасуру? Я хочу услышать об этом. Все другие полубоги ликовали, почему же Индра был так несчастен?

Комментарий:

Это, несомненно, очень разумный вопрос. Гибель демона — всегда радость для полубогов. Но в нашем случае, когда все полубоги радовались гибели Вритрасуры, Индра почему- то был опечален. Почему? Нетрудно догадаться: Индра сознавал, что лишил жизни великого преданного и брахмана. Вритрасура мог казаться демоном, но в сердце он был чистым преданным, а значит, и великим брахманом.
Как следует из этого стиха, иметь демоническую внешность или демоническое происхождение — еще не значит быть демоном. Пример тому Махараджа Прахлада и Махараджа Бали. Поэтому истинная культура требует, чтобы мы не причисляли кого-то к полубогам или демонам только на основании его происхождения. В сражении с Индрой Вритрасура проявил себя великим преданным Верховной Личности Бога. Кроме того, когда Вритрасура прекратил сражаться и был якобы убит, он тотчас вознесся на Вайкунтхалоку и занял место в окружении Господа Санкаршаны. Индра знал это и потому переживал из-за того, что убил демона, который в действительности был вайшнавом, а следовательно, и великим брахманом.
Всякий вайшнав уже является брахманом, тогда как не всякий брахман обязательно является вайшнавом. «Падма-пурана» гласит:
шат̣-карма-нипун̣о випро
мантра-тантра-виш́а̄радах̣
аваишн̣аво гурур на сйа̄д
ваишн̣авах̣ ш́ва-пачо гурух̣
По своему происхождению и воспитанию человек может быть брахманом и знатоком Вед (мантра-тантра-виш́а̄радах̣), но, если такой человек не вайшнав, он не имеет права быть гуру. Это значит, что даже опытный брахман может не быть вайшнавом, но вайшнав — в любом случае брахман. Если у человека в кармане сто или тысяча долларов, это еще не означает, что он миллионер, но у миллионера всегда найдется несколько сотен или тысяч долларов. Итак, Вритрасура был брахманом потому, что он был совершенным вайшнавом.

Текст 4

श्रीशुक उवाच
वृत्रविक्रमसंविग्ना: सर्वे देवा: सहर्षिभि: ।
तद्वधायार्थयन्निन्द्रं नैच्छद् भीतो बृहद्वधात् ॥ ४ ॥
ш́рӣ-ш́ука ува̄ча
вр̣тра-викрама-сам̇вигна̄х̣
сарве дева̄х̣ сахаршибхих̣
тад-вадха̄йа̄ртхайанн индрам̇
наиччхад бхӣто бр̣хад-вадха̄т
ш́рӣ — Шри Шукадева Госвами сказал; вр̣тра — Вритрасуры; викрама — подвигами; сам̇вигна̄х̣ — напуганные; сарве — все; дева̄х̣ — полубоги; саха — вместе с великими мудрецами; тат — убить его; а̄ртхайан — просили; индрам — Индру; на — отказывался; бхӣтах̣ — опасающийся; бр̣хат — убийства брахмана.

Перевод:

Шри Шукадева Госвами ответил: Все мудрецы и полубоги были обеспокоены невиданным могуществом Вритрасуры и молили Индру убить его. Но Индра, боясь пролить кровь брахмана, не внял их просьбе.

Комментарий:

[]