Текст 8

लोका: सपाला यस्येमे श्वसन्ति विवशा वशे ।
द्विजा इव शिचा बद्धा: स काल इह कारणम् ॥ ८ ॥
лока̄х̣ сапа̄ла̄ йасйеме
ш́васанти виваш́а̄ ваш́е
двиджа̄ ива ш́ича̄ баддха̄х̣
са ка̄ла иха ка̄ран̣ам
лока̄х̣ — миры; са — со своими божествами и правителями; йасйа — от которого; име — все они; ш́васанти — живут; виваш́а̄х̣ — в полной зависимости; ваш́е — во власти; двиджа̄х̣ — птицы; ива — как; ш́ича̄ — сетью; баддха̄х̣ — опутанные; сах̣ — он; ка̄лах̣ — фактор времени; иха — в этом; ка̄ран̣ам — причина.

Перевод:

Все без исключения живые существа, населяющие все планеты вселенной, вместе с повелителями этих планет находятся в полной власти Господа. Все их действия подобны трепыханию птиц, пойманных в сети и лишенных свободы.

Комментарий:

В отличие от асуров, которые не в состоянии признать высшую волю Господа, суры уверены в том, что ничто не происходит без соизволения Верховной Личности Бога. Поэтому в своем поединке с Индрой Вритрасура ведет себя как сура, а Индра — как асур.

Никто не может действовать независимо; все мы подчиняемся Верховной Личности Бога. Именно Верховный Господь присуждает нам плоды нашей кармы (карман̣а̄ даива-нетрен̣а), в соответствии с которыми мы то добиваемся успеха, то терпим поражение. А поскольку мы действуем в соответствии с нашей кармой, определяемой Всевышним, никто из нас: ни Брахма, ни крохотный муравей — не обладает подлинной самостоятельностью. Каждый находится во власти Господа, и потому мы то побеждаем, то терпим поражение, но Верховный Господь всегда остается победителем.
Следующие материалы:

Текст 9

ओज: सहो बलं प्राणममृतं मृत्युमेव च ।
तमज्ञाय जनो हेतुमात्मानं मन्यते जडम् ॥ ९ ॥
оджах̣ сахо балам̇ пра̄н̣ам
амр̣там̇ мр̣тйум эва ча
там аджн̃а̄йа джано хетум
а̄тма̄нам̇ манйате джад̣ам
оджах̣ — сила чувств; сахах̣ — сила ума; балам — физическая сила; пра̄н̣ам — жизненная сила; амр̣там — бессмертие; мр̣тйум — смерть; эва — поистине; ча — также; там — Его (Верховную Личность Бога); аджн̃а̄йа — не зная; джанах̣ — недалекий человек; хетум — причиной; а̄тма̄нам — тело; манйате — считает; джад̣ам — хотя и подобное камню.

Перевод:

Сила чувств, ума, тела, жизненная сила, смерть и бессмертие — все это в руках Верховной Личности Бога. Только глупцы и невежды не понимают этого и считают, что материальное тело действует само по себе.

Комментарий:

[]

Текст 10

यथा दारुमयी नारी यथा पत्रमयो मृग: ।
एवं भूतानि मघवन्नीशतन्त्राणि विद्धि भो: ॥ १० ॥
йатха̄ да̄румайӣ на̄рӣ
йатха̄ патрамайо мр̣гах̣
эвам̇ бхӯта̄ни магхаванн
ӣш́а-тантра̄н̣и виддхи бхох̣
йатха̄ — как; да̄ру — деревянная; на̄рӣ — женщина; йатха̄ — как; патра — сделанный из листьев; мр̣гах̣ — зверь; эвам — так; бхӯта̄ни — все живые существа; магхаван — о царь Индра; ӣш́а — Верховной Личности Бога; тантра̄н̣и — зависящие от; виддхи — знай; бхох̣ — о господин.

Перевод:

О царь Индра, как деревянная марионетка в виде женщины или фигурка зверя из соломы и листьев лишены самостоятельности и могут ходить и танцевать только по воле кукловода, так все мы пляшем, подчиняясь желаниям верховного повелителя, Личности Бога. Каждый из нас зависит от Него.

Комментарий:

Похожее утверждение встречается в «Чайтанья- чаритамрите» (Ади, 5.142):
экале ӣш́вара кр̣шн̣а, а̄ра саба бхр̣тйа
йа̄ре йаичхе на̄ча̄йа, се таичхе каре нр̣тйа
«Господь Кришна — верховный повелитель, а все остальные — Его слуги. Они пляшут так, как Он того хочет». Все мы слуги Кришны, лишенные независимости. Мы просто пляшем, исполняя желания Верховной Личности Бога, но из-за невежества и заблуждений мы мним себя независимыми от Его высшей воли. Поэтому в «Брахма-самхите» (5.1) говорится:
ӣш́варах̣ парамах̣ кр̣шн̣ах̣
сач-чид-а̄нанда-виграхах̣
ана̄дир а̄дир говиндах̣
сарва-ка̄ран̣а-ка̄ран̣ам
«Кришна, известный также под именем Говинды, — верховный повелитель. Его тело состоит из вечности, знания и блаженства. Он — источник и причина всего сущего, но у Него нет причины, ибо Он — изначальная причина всех причин».