Текст 34

तदा च खे दुन्दुभयो विनेदु-
र्गन्धर्वसिद्धा: समहर्षिसङ्घा: ।
वार्त्रघ्नलिङ्गैस्तमभिष्टुवाना
मन्त्रैर्मुदा कुसुमैरभ्यवर्षन् ॥ ३४ ॥
тада̄ ча кхе дундубхайо винедур
гандхарва-сиддха̄х̣ самахарши-сан̇гха̄х̣
ва̄ртра-гхна-лин̇гаис там абхишт̣ува̄на̄
мантраир муда̄ кусумаир абхйаваршан
тада̄ — тогда; ча — также; кхе — с высших планетных систем; дундубхайах̣ — литавры; винедух̣ — звучали; гандхарва — гандхарвы; сиддха̄х̣ — сиддхи; са — вместе с сонмом святых мудрецов; ва̄ртра — воспевая доблесть убийцы демона Вритрасуры; там — его (Индру); абхишт̣ува̄на̄х̣ — превозносили; мантраих̣ — в различных мантрах; муда̄ — с радостью; кусумаих̣ — цветами; абхйаваршан — осыпали.

Перевод:

Когда Вритрасура был убит, гандхарвы и сиддхи на небесах, ликуя, ударили в литавры. Они пели ведические гимны, прославляющие Индру, победителя Вритрасуры, превозносили его и, счастливые, осыпали цветами.

Комментарий:

[]
Следующие материалы:

Текст 35

वृत्रस्य देहान्निष्क्रान्तमात्मज्योतिररिन्दम ।
पश्यतां सर्वदेवानामलोकं समपद्यत ॥ ३५ ॥
вр̣трасйа деха̄н нишкра̄нтам
а̄тма-джйотир ариндама
паш́йата̄м̇ сарва-дева̄на̄м
алокам̇ самападйата
вр̣трасйа — Вритрасуры; деха̄т — из тела; нишкра̄нтам — выйдя; а̄тма — душа, светящаяся как сияние Брахмана; арим — о покоритель врагов (царь Парикшит); паш́йата̄м — наблюдаемая; сарва — всеми полубогами; алокам — высшей обители, залитой сиянием Брахмана; самападйата — достигла.

Перевод:

О царь Парикшит, покоритель врагов, в этот миг из тела Вритрасуры вышла духовная искра и устремилась домой, к Богу. На глазах у полубогов она вознеслась в запредельный мир, чтобы навеки остаться с Господом Санкаршаной.

Комментарий:

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет, что на самом деле убит был Индра, а не Вритрасура. Когда Вритрасура проглотил царя Индру и его слона, он подумал: «Я убил Индру, и больше нет нужды сражаться. Я возвращаюсь домой, к Богу». Он остановил жизнедеятельность своего тела и погрузился в транс. Воспользовавшись затишьем, Индра вспорол живот демона и сумел выбраться наружу. Но в то время Вритрасура уже пребывал в состоянии йога-самадхи, и, когда Индра попытался обезглавить его при помощи молнии, шея Вритрасуры оказалась такой одеревеневшей, что царю небес потребовался на это целый год. В действительности Индре досталось на растерзание уже безжизненное тело, покинутое Вритрасурой. Сам Вритрасура не был убит. В своем изначальном сознании он вернулся к Богу, чтобы стать приближенным Господа Санкаршаны. Слово алокам в этом стихе обозначает запредельный мир, Вайкунтхалоку, вечную обитель Санкаршаны.

Так заканчивается комментарий Бхактиведанты к двенадцатой главе Шестой песни «Шримад-Бхагаватам», которая называется «Славная смерть Вритрасуры».