Текст 1

श्रीशुक उवाच
त एवं शंसतो धर्मं वच: पत्युरचेतस: ।
नैवागृह्णन्त सम्भ्रान्ता: पलायनपरा नृप ॥ १ ॥
ш́рӣ-ш́ука ува̄ча
та эвам̇ ш́ам̇сато дхармам̇
вачах̣ патйур ачетасах̣
наива̄гр̣хн̣анта самбхра̄нта̄х̣
пала̄йана-пара̄ нр̣па
ш́рӣ — Шри Шукадева Госвами сказал; те — они; эвам — так; ш́ам̇сатах̣ — прославляющего; дхармам — принципы религии; вачах̣ — слова; патйух̣ — своего господина; ачетасах̣ — обезумевшие; на — не; эва — поистине; агр̣хн̣анта — восприняли; самбхра̄нта̄х̣ — испуганные; пала̄йана — решившие спастись бегством; нр̣па — о царь.

Перевод:

Шри Шукадева Госвами сказал: О царь, предводитель демонов Вритрасура призвал своих военачальников последовать законам религии, но трусливые демоны-полководцы уже не слышали его — страх гнал их прочь с поля боя.

Комментарий:

[]
Следующие материалы:

Текст 2-3

विशीर्यमाणां पृतनामासुरीमसुरर्षभ: ।
कालानुकूलैस्त्रिदशै: काल्यमानामनाथवत् ॥ २ ॥
द‍ृष्ट्वातप्यत सङ्‌कुद्ध इन्द्रशत्रुरमर्षित: ।
तान् निवार्यौजसा राजन् निर्भर्त्स्येदमुवाच ह ॥ ३ ॥
виш́ӣрйама̄н̣а̄м̇ пр̣тана̄м
а̄сурӣм асураршабхах̣
ка̄ла̄нукӯлаис тридаш́аих̣
ка̄лйама̄на̄м ана̄тхават

др̣шт̣ва̄тапйата сан̇круддха
индра-ш́атрур амаршитах̣
та̄н нива̄рйауджаса̄ ра̄джан
нирбхартсйедам ува̄ча ха
виш́ӣрйама̄н̣а̄м — рассеиваемое; пр̣тана̄м — войско; а̄сурӣм — демонов; асура — лучший из асуров (Вритрасура); ка̄ла — воспользовавшимися удобным случаем; тридаш́аих̣ — полубогами; ка̄лйама̄на̄м — преследуемое; ана̄тха — как будто лишенное защитников; др̣шт̣ва̄ — видя; атапйата — почувствовал боль; сан̇круддхах̣ — разгневанный; индра — враг Индры (Вритрасура); амаршитах̣ — не в силах стерпеть; та̄н — их (полубогов); нива̄рйа — остановив; оджаса̄ — яростно; ра̄джан — о царь; нирбхартсйа — укоряя; идам — это; ува̄ча — сказал; ха — именно.

Перевод:

О царь Парикшит, пользуясь этим удачным моментом, будто подаренным самой судьбой, полубоги стали разить убегающих демонов в спину. Под их натиском войско асуров разбежалось в разные стороны, как стадо без вожака. Жалкий вид разгромленного войска причинил боль главному из демонов, Вритрасуре, известному под именем Индра-шатру («враг Индры»). Не в силах смириться с поражением, он преградил путь полубогам и стал осыпать их словами, полными гнева и негодования.

Комментарий:

[]

Текст 4

किं व उच्चरितैर्मातुर्धावद्भ‍ि: पृष्ठतो हतै: ।
न हि भीतवध: श्लाघ्यो न स्वर्ग्य: शूरमानिनाम् ॥ ४ ॥
ким̇ ва уччаритаир ма̄тур
дха̄вадбхих̣ пр̣шт̣хато хатаих̣
на хи бхӣта-вадхах̣ ш́ла̄гхйо
на сваргйах̣ ш́ӯра-ма̄нина̄м
ким — зачем; вах̣ — вам; уччаритаих̣ — подобные испражнениям; ма̄тух̣ — матери; дха̄вадбхих̣ — спасающиеся бегством; пр̣шт̣хатах̣ — со спины; хатаих̣ — убитые; на — не; хи — конечно; бхӣта — убийство того, кто напуган; ш́ла̄гхйах̣ — приносящее славу; на — не; сваргйах̣ — ведущее на райские планеты; ш́ӯра — мнящих себя героями.

Перевод:

О полубоги, эти воины-демоны напрасно родились на свет. Они не сыновья, а испражнения своих матерей. Какой же толк убивать со спины врага, который и так спасается бегством? Желающему прослыть героем не к лицу убивать того, кто боится за свою жизнь — подобным подвигом не заслужить ни славы, ни места в раю.

Комментарий:

Вритрасура осудил и демонов, и полубогов: первых за то, что они в страхе за свою жизнь обратились в бегство, а вторых за то, что они стреляли в спину бегущим. Поведение и тех, и других было постыдным. В битве противники должны вести себя как герои. Настоящий герой никогда не побежит с поля битвы. Он всегда готов встретить врага лицом к лицу и в честном бою победить или погибнуть. Так ведут себя герои. Удар в спину тоже считается подлостью. Врага, который поворачивается спиной и бежит в страхе за свою жизнь, нельзя убивать. Таков закон ведения войны.
Вритрасура, желая устыдить демонов, сравнивает их с испражнениями матери. И испражнения, и трусливые сыновья выходят из материнского чрева, и, по мнению Вритрасуры, между ними нет никакой разницы. Похожее сравнение приводит Туласи дас, который замечает, что сын и моча исходят из одного и того же места. Другими словами, и семя, и моча истекают из гениталий, однако семя порождает младенца, а моча — ровным счетом ничего. Поэтому сын, который не стал ни героем, ни преданным, ничем не лучше мочи. Аналогичное высказывание есть и у Чанакьи Пандита:
ко ’ртхах̣ путрен̣а джа̄тена
йо на видва̄н на дха̄рмиках̣
ка̄н̣ена чакшуша̄ ким̇ ва̄
чакшух̣ пӣд̣аива кевалам
«Какой прок в сыне, который не обрел ни славы, ни преданности Господу? Такой сын подобен ослепшему глазу, который не помогает видеть, а только причиняет боль».