Текст 41

येन स्वधाम्न्यमी भावा रज:सत्त्वतमोमया: ।
गुणनामक्रियारूपैर्विभाव्यन्ते यथातथम् ॥ ४१ ॥
йена сва-дха̄мнй амӣ бха̄ва̄
раджах̣-саттва-тамомайа̄х̣
гун̣а-на̄ма-крийа̄-рӯпаир
вибха̄вйанте йатха̄-татхам
йена — которым (Нараяной); сва — в Своей обители (духовном мире); амӣ — эти; бха̄ва̄х̣ — сущности; раджах̣ — состоящие из трех гун материальной природы (страсти, благости и невежества); гун̣а — качествами; на̄ма — именами; крийа̄ — деяниями; рӯпаих̣ — и телами; вибха̄вйанте — проявляются (различным образом); йатха̄ — соответственно.

Перевод:

Нараяна, высшая причина всех причин, пребывает в Своей духовной обители, и Он же управляет всем в материальном мире, созданном тремя гунами материальной природы — саттва-, раджо- и тамо-гуной. По Его воле все обитатели этого мира обретают различные тела, качества, имена [брахман, кшатрий, вайшья и т. д.] и обязанности в обществе варнашрамы. Другими словами, Нараяна — источник всего мироздания.

Комментарий:

Веды гласят:
на тасйа ка̄рйам̇ каран̣ам̇ ча видйате
на тат-самаш́ ча̄бхйадхикаш́ ча др̣ш́йате
пара̄сйа ш́актир вивидхаива ш́рӯйате
сва̄бха̄викӣ джн̃а̄на-бала-крийа̄ ча
Шветашватара-упанишад, 6.8
Нараяна — это всевластный, всесильный Господь, Верховная Личность. Он обладает великим многообразием энергий и потому может, не покидая Своей обители и не прилагая никаких усилий, наблюдать за материальным космосом и управлять им с помощью трех гун материальной природы — саттва-, раджо- и тамо-гуны. Эти гуны, взаимодействуя, порождают различные объекты, тела, действия и изменения, причем делают это совершенным образом. Господь совершенен, и потому все в этом мире происходит так, как если бы Он Сам всем управлял и все вершил. Безбожники, чей взор затуманен тремя гунами природы, не могут видеть, что Нараяна — высшая причина всякой деятельности. Поэтому Кришна говорит в «Бхагавад-гите» (7.13):
трибхир гун̣а-майаир бха̄ваир
эбхих̣ сарвам идам̇ джагат
мохитам̇ на̄бхиджа̄на̄ти
ма̄м эбхйах̣ парам авйайам
«Введенный в заблуждение тремя гунами материальной природы, весь мир не знает Меня, неподвластного влиянию этих гун и неисчерпаемого». Обманутые иллюзией (мохита), созданной тремя гунами, безумные агностики не в состоянии понять, что Нараяна, Кришна, есть высшая причина всех явлений. В «Брахма-самхите» (5.1) сказано:
ӣш́варах̣ парамах̣ кр̣шн̣ах̣
сач-чид-а̄нанда-виграхах̣
ана̄дир а̄дир говиндах̣
сарва-ка̄ран̣а-ка̄ран̣ам
«Кришна, Говинда, — верховный властелин. Его тело духовно, вечно и исполнено блаженства. Он источник всего сущего, но у Него Самого нет источника, ибо Он причина всех причин».
Следующие материалы:

Текст 42

सूर्योऽग्नि: खं मरुद्देव: सोम: सन्ध्याहनी दिश: ।
कं कु: स्वयं धर्म इति ह्येते दैह्यस्य साक्षिण: ॥ ४२ ॥
сӯрйо ’гних̣ кхам̇ маруд девах̣
сомах̣ сандхйа̄ханӣ диш́ах̣
кам̇ кух̣ свайам̇ дхарма ити
хй эте даихйасйа са̄кшин̣ах̣
сӯрйах̣ — бог Солнца; агних̣ — огонь; кхам — небо; марут — воздух; девах̣ — полубоги; сомах̣ — Луна; сандхйа̄ — вечер; аханӣ — день и ночь; диш́ах̣ — стороны света; кам — вода; кух̣ — земля; свайам — лично; дхармах̣ — Ямараджа или Сверхдуша; ити — так; хи — поистине; эте — эти; даихйасйа — живого существа, которое заключено в теле, состоящим из материальных стихий; са̄кшин̣ах̣ — свидетели.

Перевод:

У каждого поступка живого существа есть свидетели — это солнце, огонь, небо, воздух, полубоги, луна, вечер, день и ночь, стороны света, вода, земля и Сверхдуша.

Комментарий:

Приверженцы некоторых религий, особенно христиане, не признают закона кармы. Мне как-то раз пришлось беседовать с одним христианским богословом. Он говорил, что приговор можно вынести, только если опрошены свидетели, но где же найти свидетелей наших прошлых поступков, за которые нам суждено страдать по закону кармы? Здесь ямадуты отвечают на этот вопрос. Обусловленная душа может думать, что грешит втайне от всех, но в шастрах сказано, что у каждого ее поступка есть множество свидетелей: солнце, огонь, небо, воздух, луна, полубоги, вечер, день, ночь, стороны света, вода, земля и, наконец, Сверхдуша, которая всегда пребывает рядом с индивидуальной душой в сердце живого существа. Разве этих свидетелей мало? Свидетели есть, и есть Верховный Господь, поэтому одни живые существа возносятся на высшие планеты, а другие низвергаются на адские или иные низшие планеты. Здесь нет несправедливости, ибо все, что совершается по воле Верховного Господа, совершается безупречно (сва̄бха̄викӣ джн̃а̄на-бала-крийа̄ ча).

Свидетели, о которых рассказывается в этом стихе, упомянуты и в других ведических источниках:
а̄дитйа-чандра̄в анило ’налаш́ ча
дйаур бхӯмир а̄по хр̣дайам̇ йамаш́ ча
ахаш́ ча ра̄триш́ ча убхе ча сандхйе
дхармо ’пи джа̄на̄ти нарасйа вр̣ттам


«За поступками человека наблюдают солнце, луна, воздух, огонь, небо, земля, вода, сердце, Ямараджа, день и ночь, рассвет, сумерки, а также Сверхдуша» (Агни-пурана, 255.35).

Текст 43

एतैरधर्मो विज्ञात: स्थानं दण्डस्य युज्यते ।
सर्वे कर्मानुरोधेन दण्डमर्हन्ति कारिण: ॥ ४३ ॥
этаир адхармо виджн̃а̄тах̣
стха̄нам̇ дан̣д̣асйа йуджйате
сарве карма̄нуродхена
дан̣д̣ам арханти ка̄рин̣ах̣
этаих̣ — этими (богом Солнца и другими свидетелями); адхармах̣ — нарушение предписаний; виджн̃а̄тах̣ — узнанное; стха̄нам — должный объект; дан̣д̣асйа — наказания; йуджйате — признается; сарве — все; карма — с учетом содеянного; дан̣д̣ам — наказание; арханти — заслуживают; ка̄рин̣ах̣ — совершающие (грех).

Перевод:

Тот, кого эти свидетели уличат в небрежении предписанными Ведами обязанностями, подлежит наказанию. Каждого, кто трудится для того, чтобы наслаждаться плодами своего труда, ждет расплата за все его грехи.

Комментарий:

[]