Текст 14

अहो नु वंशो यशसावदात:
प्रैयव्रतो यत्र पुमान् पुराण: ।
कृतावतार: पुरुष: स आद्य-
श्चचार धर्मं यदकर्महेतुम् ॥ १४ ॥
ахо ну вам̇ш́о йаш́аса̄вада̄тах̣
праийаврато йатра пума̄н пура̄н̣ах̣
кр̣та̄вата̄рах̣ пурушах̣ са а̄дйаш́
чача̄ра дхармам̇ йад акарма-хетум
ахо — о; ну — поистине; вам̇ш́ах̣ — династия; йаш́аса̄ — славой; авада̄тах̣ — целиком очищенная; праийавратах̣ — ведущая начало от царя Приявраты; йатра — где; пума̄н — Верховный Господь; пура̄н̣ах̣ — изначальный; кр̣та — воплотившийся; пурушах̣ — Верховный Господь; сах̣ — Он; а̄дйах̣ — изначальная личность; чача̄ра — соблюдал; дхармам — религиозные заповеди; йат — на самом деле; акарма — причину прекращения действий, создающих карму.

Перевод:

«Найдутся ли слова, способные передать величие и чистоту славной династии Приявраты? Сам Верховный Господь, изначальная Личность Бога, пришел на землю как один из царей этой династии и соблюдал религиозные заповеди, позволяющие избавиться от последствий своих поступков».

Комментарий:

Есть много царских родов, в которых появлялись воплощения Верховного Господа. Так, Господь Кришна появился в одной из семей рода Яду, а Господь Рамачандра — в роде Икшваку (который еще называют родом Рагху). И точно так же Господь Ришабхадева был потомком рода царя Приявраты. Все это великие, славные династии, и династия Приявраты среди них особенно знаменита.
Следующие материалы:

Текст 15

को न्वस्य काष्ठामपरोऽनुगच्छे-
न्मनोरथेनाप्यभवस्य योगी ।
यो योगमाया: स्पृहयत्युदस्ता
ह्यसत्तया येन कृतप्रयत्ना: ॥ १५ ॥
ко нв асйа ка̄шт̣ха̄м апаро ’нугаччхен
мано-ратхена̄пй абхавасйа йогӣ
йо йога-ма̄йа̄х̣ спр̣хайатй удаста̄
хй асаттайа̄ йена кр̣та-прайатна̄х̣
ках̣ — кто; ну — поистине; асйа — Его (Господа Ришабхадевы); ка̄шт̣ха̄м — примеру; апарах̣ — другой; анугаччхет — последует; манах̣ — умом; апи — даже; абхавасйа — нерожденного; йогӣ — мистик; йах̣ — который; йога — мистические совершенства йоги; спр̣хайати — желает; удаста̄х̣ — отвергнутые Ришабхадевой; хи — безусловно; асаттайа̄ — нереальностью; йена — которым (Ришабхадевой); кр̣та — пытающиеся служить.

Перевод:

«Есть ли на свете йог, способный хотя бы мысленно последовать примеру Господа Ришабхадевы? Господь Ришабхадева отрекся от всех мистических способностей, которые так жаждут обрести йоги. Так кто же из йогов может сравниться с Ним?»

Комментарий:

Большинство йогов стремятся развить у себя мистические способности, к которым относятся анима, лагхима, махима, пракамья, прапти, ишитва, вашитва и камавасаита. Но Господь Ришабхадева не проявлял к этим материальным достижениям ни малейшего интереса. Эти сиддхи (совершенства) являются порождением иллюзорной энергии Господа. Истинная цель йоги — снискать благосклонность Верховного Господа и укрыться под сенью Его лотосных стоп. Однако иллюзорная энергия, йогамайя, скрывает от людей эту цель, и потому так называемые йоги устремляются к мнимым, материальным совершенствам: аниме, лагхиме, прапти и т. п. Вот почему обыкновенных йогов нельзя ставить в один ряд с Господом Ришабхадевой, воплощением Верховной Личности Бога.

Текст 16

इति ह स्म सकलवेदलोकदेवब्राह्मणगवां परमगुरोर्भगवत ऋषभाख्यस्य विशुद्धाचरितमीरितं पुंसां समस्तदुश्चरिताभिहरणं परममहामङ्गलायनमिदमनुश्रद्धयोपचितयानुश‍ृणोत्याश्रावयति वावहितो भगवति तस्मिन् वासुदेव एकान्ततो भक्तिरनयोरपि समनुवर्तते ॥ १६ ॥
ити ха сма сакала-веда-лока-дева-бра̄хман̣а-гава̄м̇ парама-гурор бхагавата р̣шабха̄кхйасйа виш́уддха̄чаритам ӣритам̇ пум̇са̄м̇ самаста-душ́чарита̄бхихаран̣ам̇ парама-маха̄-ман̇гала̄йанам идам ануш́раддхайопачитайа̄нуш́р̣н̣отй а̄ш́ра̄вайати ва̄вахито бхагавати тасмин ва̄судева эка̄нтато бхактир анайор апи саманувартате.
ити — так; ха — поистине; сакала — всего; веда — знания; лока — обыкновенных людей; дева — полубогов; бра̄хман̣а — брахманов; парама — верховного; гурох̣ — наставника; бхагаватах̣ — Бога, Верховной Личности; р̣шабха — пришедшего под именем Господа Ришабхадевы; виш́уддха — чистые; а̄чаритам — деяния; ӣритам — описанные; пум̇са̄м — каждого живого существа; самаста — все; душ́чарита — греховные действия; абхихаран̣ам — уничтожающее; парама — высочайшее; маха̄ — великое; ман̇гала — всего благоприятного; айанам — прибежище; идам — это; ануш́раддхайа̄ — с верой; упачитайа̄ — растущей; ануш́р̣н̣оти — слушает от сведущих людей; а̄ш́ра̄вайати — пересказывает; ва̄ — или; авахитах̣ — внимательный; бхагавати — Верховной Личности Бога; тасмин — Ему; ва̄судеве — Господу Ва̄судеве, Господу Кришне; эка — безраздельная; бхактих̣ — преданность; анайох̣ — и у тех, и у других (и у слушающих, и у рассказывающих); апи — несомненно; саманувартате — возникает.

Перевод:

Шукадева Госвами продолжал: Господь Ришабхадева — высший духовный наставник, господин и покровитель всего ведического знания, полубогов, коров, брахманов и обыкновенных людей. Я поведал о Его чистых, трансцендентных деяниях, которые положат конец грехам всех живых существ. Описания божественных игр Господа Ришабхадевы — неисчерпаемый источник благословений. Каждый, кто, идя по стопам ачарьев, внимательно слушает или пересказывает эти повествования, непременно возвысится до чистого преданного служения лотосным стопам Господа Ва̄судевы, Верховной Личности Бога.

Комментарий:

Наставления Господа Ришабхадевы очень важны для людей во все эпохи: в Сатья-югу, Трета-югу, Двапара-югу и особенно в Кали-югу. В этих наставлениях заключена такая сила, что даже сейчас, в век Кали, можно достичь совершенства, просто объясняя их по примеру ачарьев или очень внимательно слушая. Так человек возвысится до чистого преданного служения Господу Ва̄судеве. Деяния Верховного Господа и Его великих преданных описаны в «Шримад-Бхагаватам» специально для того, чтобы, слушая и рассказывая о них, люди очищались. Нитйам̇ бха̄гавата- севайа̄. Преданные должны взять себе за правило читать, слушать и пересказывать «Шримад-Бхагаватам» как можно больше — хоть круглые сутки. Именно к этому призывал Шри Чайтанья Махапрабху. Кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣. Нужно повторять и петь Харе Кришна маха-мантру, а также читать «Шримад-Бхагаватам», стараясь постичь качества Верховного Господа и понять наставления, которые Он дает, когда приходит в этот мир как Господь Ришабхадева, Господь Капила, Господь Кришна. Таким образом человек получит полное представление о трансцендентной природе Верховной Личности Бога. В «Бхагавад-гите» сказано, что тот, кто постиг трансцендентную природу явления и деяний Господа, освобождается из материального плена и возвращается в царство Бога.