Текст 13

एवम्प्रभावो भगवाननन्तो
दुरन्तवीर्योरुगुणानुभाव: ।
मूले रसाया: स्थित आत्मतन्त्रो
यो लीलया क्ष्मां स्थितये बिभर्ति ॥ १३ ॥
эвам-прабха̄во бхагава̄н ананто
дуранта-вӣрйору-гун̣а̄нубха̄вах̣
мӯле раса̄йа̄х̣ стхита а̄тма-тантро
йо лӣлайа̄ кшма̄м̇ стхитайе бибхарти
эвам — тот, кто необычайно могуществен; бхагава̄н — Верховный Господь; анантах̣ — Ананта; дуранта — неодолимой силой; уру — великими; гун̣а — обладающий божественными качествами и добродетелями; мӯле — у основания; раса̄йа̄х̣ — низшей планетной системы; стхитах̣ — пребывающий; а̄тма — полностью самодостаточный; йах̣ — который; лӣлайа̄ — легко; кшма̄м — вселенную; стхитайе — для устойчивости; бибхарти — поддерживает.

Перевод:

Возвышенным, славным качествам всемогущего Анантадевы нет предела. Сила Его поистине безгранична. Он самодостаточен, и в то же время Он поддерживает все сущее. Пребывая в Своей обители, расположенной под низшими планетными системами, Он без труда держит на Себе целую вселенную.

Комментарий:

[]
Следующие материалы:

Текст 14

एता ह्येवेह नृभिरुपगन्तव्या गतयो यथाकर्मविनिर्मिता यथोपदेशमनुवर्णिता: कामान् कामयमानै: ॥ १४ ॥
эта̄ хй эвеха нр̣бхир упагантавйа̄ гатайо йатха̄-карма-винирмита̄ йатхопадеш́ам ануварн̣ита̄х̣ ка̄ма̄н ка̄майама̄наих̣.
эта̄х̣ — эти; хи — поистине; эва — несомненно; иха — здесь (во вселенной); нр̣бхих̣ — живыми существами; упагантавйа̄х̣ — достижимые; гатайах̣ — цели; йатха̄ — в соответствии с прошлыми делами; винирмита̄х̣ — созданные; йатха̄ — как научили; ануварн̣ита̄х̣ — описанные; ка̄ма̄н — материальные наслаждения; ка̄майама̄наих̣ — теми, кто к нему стремится.

Перевод:

О Махараджа Парикшит, я подробно описал тебе сотворение материального мира, который был создан сообразно желаниям и карме обусловленных душ. Охваченные множеством материальных желаний, эти души скитаются с одной планеты на другую и попадают в самые разные условия жизни. Так они и живут в материальном мире. Я передал тебе то, что услышал от своего духовного учителя.

Комментарий:

В одной из песен Шрилы Бхактивиноды Тхакура есть такие слова:
ана̄ди карама-пхале,

пад̣и’ бхава̄рн̣ава-джале,
тариба̄ре на̄ декхи упа̄йа
«О Господь, я не знаю, когда началась моя материальная жизнь. Мне ясно лишь то, что я оказался в бескрайнем океане неведения. Я понял, что единственный способ выбраться отсюда — это найти прибежище у Твоих лотосных стоп». С подобной молитвой обращается к Господу и Шри Чайтанья Махапрабху:
айи нанда-тануджа кин̇карам̇
патитам̇ ма̄м̇ вишаме бхава̄мбудхау
кр̣пайа̄ тава па̄да-пан̇каджа-
стхита-дхӯлӣ-садр̣ш́ам̇ вичинтайа
«О мой Господь, о сын Махараджи Нанды, я — Твой вечный слуга, но так уж случилось, что я пал в океан неведения. Сжалься надо мной, спаси меня от мук материального бытия».

Текст 15

एतावतीर्हि राजन् पुंस: प्रवृत्तिलक्षणस्य धर्मस्य विपाकगतय उच्चावचा विसदृशा यथाप्रश्नं व्याचख्ये किमन्यत्कथयाम इति ॥ १५ ॥
эта̄ватӣр хи ра̄джан пум̇сах̣ правр̣тти-лакшан̣асйа дхармасйа випа̄ка-гатайа учча̄вача̄ висадр̣ш́а̄ йатха̄-праш́нам̇ вйа̄чакхйе ким анйат катхайа̄ма ити.
эта̄ватӣх̣ — такие; хи — несомненно; ра̄джан — о царь; пум̇сах̣ — человека; правр̣тти — характеризуемого наклонностями; дхармасйа — выполнения обязанностей; випа̄ка — пути, зависящие от результата; учча — высокие и низкие; висадр̣ш́а̄х̣ — различные; йатха̄ — как спрашивал; вйа̄чакхйе — было описано; ким — о чем еще; катхайа̄ма — рассказать; ити — так.

Перевод:

О царь, я поведал о том, как люди действуют, стремясь осуществить свои желания, и в итоге получают различные тела на высших или низших планетах. Ты спрашивал об этом, и я рассказал тебе все, что слышал от своих наставников. О чем бы ты еще хотел узнать?

Комментарий:

Так заканчивается комментарий Бхактиведанты к двадцать пятой главе Пятой песни «Шримад-Бхагаватам», которая называется «Величие Господа Ананты».