Текст 26

एतेषां वर्षमर्यादागिरयो नद्यश्च सप्त सप्तैव ईशान उरुश‍ृङ्गो बलभद्र: शतकेसर: सहस्रस्रोतो देवपालो महानस इति अनघाऽऽयुर्दा उभयस्पृष्टिरपराजिता पञ्चपदी सहस्रस्रुतिर्निजधृतिरिति ॥ २६ ॥
этеша̄м̇ варша-марйа̄да̄-гирайо надйаш́ ча сапта саптаива ӣш́а̄на уруш́р̣н̇го балабхадрах̣ ш́атакесарах̣ сахасрасрото девапа̄ло маха̄наса ити анагха̄йурда̄ убхайаспр̣шт̣ир апара̄джита̄ пан̃чападӣ сахасрасрутир ниджадхр̣тир ити.
этеша̄м — в этих областях; варша — выступающие в роли границ областей; гирайах̣ — большие горы; надйах̣ — и реки; сапта — семь; сапта — семь; эва — поистине; ӣш́а̄нах̣ — Ишана; уруш́р̣н̇гах̣ — Урушринга; бала — Балабхадра; ш́ата — Шатакесара; сахасра — Сахасрасрота; дева — Девапала; маха̄насах̣ — Маханаса; ити — так; анагха̄ — Анагха; а̄йурда̄ — Аюрда; убхайаспр̣шт̣их̣ — Убхаяспришти; апара̄джита̄ — Апараджита; пан̃чападӣ — Панчапади; сахасра — Сахасрасрути; ниджа — Ниджадхрити; ити — так.

Перевод:

В тех семи областях тоже есть семь гор, вдоль которых проходят границы областей. Эти горы называются Ишана, Урушринга, Балабхадра, Шатакесара, Сахасрасрота, Девапала и Маханаса. Там также текут семь рек: Анагха, Аюрда, Убхаяспришти, Апараджита, Панчапади, Сахасрасрути и Ниджадхрити.

Комментарий:

[]
Следующие материалы:

Текст 27

तद्वर्षपुरुषा ऋतव्रतसत्यव्रतदानव्रतानुव्रतनामानो भगवन्तं वाय्वात्मकं प्राणायामविधूतरजस्तमस: परमसमाधिना यजन्ते ॥ २७ ॥
тад-варша-пуруша̄ р̣таврата-сатйаврата-да̄наврата̄нуврата- на̄ма̄но бхагавантам̇ ва̄йв-а̄тмакам̇ пра̄н̣а̄йа̄ма-видхӯта-раджас- тамасах̣ парама-сама̄дхина̄ йаджанте.
тат — жители этих земель; р̣та — ритаврата; сатйа — сатьяврата; да̄на — данаврата; ануврата — ануврата; на̄ма̄нах̣ — те, чьи имена; бхагавантам — Верховной Личности Бога; ва̄йу — в образе полубога Ваю; пра̄н̣а̄йа̄ма — управлением потоков воздуха в теле; видхӯта — изгнаны; раджах̣ — те, чьи страсть и невежество; парама — возвышенным; сама̄дхина̄ — трансом; йаджанте — поклоняются.

Перевод:

Обитатели этих областей тоже делятся на четыре сословия: ритавратов, сатьявратов, данавратов и анувратов, соответствующие брахманам, кшатриям, вайшьям и шудрам. Они практикуют пранаяму и, войдя в мистический транс, поклоняются Верховному Господу в образе полубога Ваю.

Комментарий:

[]

Текст 28

अन्त:प्रविश्य भूतानि यो बिभर्त्यात्मकेतुभि: ।
अन्तर्यामीश्वर: साक्षात्पातु नो यद्वशे स्फुटम् ॥ २८ ॥
антах̣-правиш́йа бхӯта̄ни
йо бибхартй а̄тма-кетубхих̣
антарйа̄мӣш́варах̣ са̄кша̄т
па̄ту но йад-ваш́е спхут̣ам
антах̣ — войдя внутрь; бхӯта̄ни — всех живых существ; йах̣ — который; бибхарти — поддерживает; а̄тма — внутренними потоками воздуха (праной, апаной и т. д.); антарйа̄мӣ — Сверхдуша в сердце живого существа; ӣш́варах̣ — Верховная Личность; са̄кша̄т — непосредственно; па̄ту — храни; нах̣ — нас; йат — под чьей властью; спхут̣ам — мироздание.

Перевод:

[Вот молитва, которую повторяют обитатели Шакадвипы, поклоняясь Верховному Господу в образе Ваю:] «О Верховная Личность, Ты пребываешь в каждом теле как Сверхдуша и направляешь движение всех внутренних потоков воздуха [праны, апаны и т. д.], тем самым поддерживая жизнь всех существ. О Господь, о Сверхдуша каждого, о владыка вселенной, Ты повелеваешь всем сущим, так огради же нас от всех опасностей».

Комментарий:

С помощью пранаямы, одного из методов мистической йоги, йог управляет потоками воздуха в теле, и это позволяет ему сохранять физическое здоровье. Постепенно он достигает состояния транса и пытается увидеть в своем сердце Параматму. Пранаяма помогает ему войти в самадхи (транс) и погрузиться в созерцание Верховного Господа, который пребывает в сердце в образе антарьями, Сверхдуши.