Текст 15

तेषां वर्षेषु सीमागिरयो नद्यश्चाभिज्ञाता: सप्त सप्तैव चक्रश्चतु:श‍ृङ्ग: कपिलश्चित्रकूटो देवानीक ऊर्ध्वरोमा द्रविण इति रसकुल्या मधुकुल्या मित्रविन्दा श्रुतविन्दा देवगर्भा घृतच्युता मन्त्रमालेति ॥ १५ ॥
теша̄м̇ варшешу сӣма̄-гирайо надйаш́ ча̄бхиджн̃а̄та̄х̣ сапта саптаива чакраш́ чатух̣ш́р̣н̇гах̣ капилаш́ читракӯт̣о дева̄нӣка ӯрдхварома̄ дравин̣а ити расакулйа̄ мадхукулйа̄ митравинда̄ ш́рутавинда̄ девагарбха̄ гхр̣тачйута̄ мантрама̄лети.
теша̄м — тех (сыновей); варшешу — в областях; сӣма̄ — пограничные горы; надйах̣ — и реки; абхиджн̃а̄та̄х̣ — известны; сапта — семь; сапта — семь; эва — несомненно; чакрах̣ — Чакра; чатух̣ — Чатухшринга; капилах̣ — Капила; читра — Читракута; дева̄нӣках̣ — Деваника; ӯрдхва — Урдхварома; дравин̣ах̣ — Дравина; ити — так; раса — Расакулья; мадху — Мадхукулья; митра — Митравинда; ш́рута — Шрутавинда; дева — Девагарбха; гхр̣та — Гхритачьюта; мантра — Мантрамала; ити — так.

Перевод:

Эти семь областей отделены друг от друга семью горами. Вот названия этих гор: Чакра, Чатухшринга, Капила, Читракута, Деваника, Урдхварома и Дравина. Кроме того, там текут семь рек: Расакулья, Мадхукулья, Митравинда, Шрутавинда, Девагарбха, Гхритачьюта и Мантрамала.

Комментарий:

[]
Следующие материалы:

Текст 16

यासां पयोभि: कुशद्वीपौकस: कुशलकोविदाभियुक्तकुलकसंज्ञा भगवन्तं जातवेदसरूपिणं कर्मकौशलेन यजन्ते ॥ १६ ॥
йа̄са̄м̇ пайобхих̣ куш́адвӣпаукасах̣ куш́ала-ковида̄бхийукта-кулака- сам̇джн̃а̄ бхагавантам̇ джа̄таведа-сарӯпин̣ам̇ карма-кауш́алена йаджанте.
йа̄са̄м — которых; пайобхих̣ — водами; куш́а — обитатели Кушадвипы; куш́ала — кушала; ковида — ковида; абхийукта — абхиюкта; кулака — кулака; сам̇джн̃а̄х̣ — называемые; бхагавантам — Верховному Господу; джа̄таведа — полубога огня; са — являющему облик; карма — умелым совершением ритуалов; йаджанте — поклоняются.

Перевод:

Жители Кушадвипы делятся на четыре сословия: кушалы, ковиды, абхиюкты и кула́ки. Это соответствует делению на брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Все они омываются в водах текущих там рек и тем самым очищаются от скверны греха. Искусно совершая предписанные Ведами обряды, они поклоняются Верховному Господу в образе бога огня.

Комментарий:

[]

Текст 17

परस्य ब्रह्मण: साक्षाज्जातवेदोऽसि हव्यवाट् ।
देवानां पुरुषाङ्गानां यज्ञेन पुरुषं यजेति ॥ १७ ॥
парасйа брахман̣ах̣ са̄кша̄дж
джа̄та-ведо ’си хавйава̄т̣
дева̄на̄м̇ пуруша̄н̇га̄на̄м̇
йаджн̃ена пурушам̇ йаджети
парасйа — Верховного; брахман̣ах̣ — Брахмана; са̄кша̄т — непосредственно; джа̄та — о бог огня; аси — есть; хавйава̄т̣ — тот, кто передает подношения (зерно и топленое масло); дева̄на̄м — полубогов; пуруша — представляющих собой части тела Верховного Господа; йаджн̃ена — ритуальным жертвоприношением; пурушам — Верховной Личности; йаджа — передавай подношения; ити — так.

Перевод:

[Поклоняясь богу огня, жители Кушадвипы возносят ему такую молитву:] «О владыка огня, ты — часть тела Верховной Личности Бога, Хари. Ты передаешь Всевышнему все, что приносится Ему в жертву. Так возьми же все жертвенные дары, которые мы подносим полубогам, и вручи их истинному наслаждающемуся — Верховному Господу».

Комментарий:

Полубоги — это слуги и помощники Верховного Господа. Когда кто-то делает какое-либо подношение полубогам, они принимают эти дары и, как верные слуги, подносят их Всевышнему, подобно тому как сборщики налогов передают все собранные с подданных деньги в государственную казну. Полубоги не могут сами принимать жертвенные дары, они просто передают их Верховной Личности Бога. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит: йасйа праса̄да̄д бхагават-праса̄дах̣. Гуру — это представитель Верховной Личности Бога, поэтому всё, что ему приносят, он передает Господу. И точно так же все полубоги, преданные слуги Верховного Господа, передают Ему всё, что подносят им во время жертвоприношений. Если человек понимает это, нет ничего дурного в том, что он поклоняется полубогам, но, если кто-то думает, что полубоги независимы от Всевышнего или равны Ему по положению, такого человека называют хрита-гьяной, лишившимся разума (ка̄маис таис таир хр̣та-джн̃а̄на̄х̣). Тот, кто полагает, что полубоги способны сами даровать какие-то блага, заблуждается.