Текст 16

अतीव सुललितगतिविलासविलसितरुचिरहासलेशावलोकलीलया किञ्चिदुत्तम्भितसुन्दरभ्रूमण्डलसुभगवदनारविन्दश्रिया रमां रमयन्निन्द्रियाणि रमयते ॥ १६ ॥
атӣва сулалита-гати-вила̄са-виласита-ручира-ха̄са-леш́а̄валока- лӣлайа̄ кин̃чид-уттамбхита-сундара-бхрӯ-ман̣д̣ала-субхага-вадана̄равинда-ш́рийа̄ рама̄м̇ рамайанн индрийа̄н̣и рамайате.
атӣва — очень; су — прекрасных; гати — движений; вила̄са — развлечений; виласита — проявленных; ручира — радостных; ха̄са — нежных улыбок; авалока — игривыми взорами; кин̃чит — слегка приподнятыми; сундара — красивыми; бхрӯ — бровями; субхага — несущего благо; вадана — красотой лотосоподобного лица; рама̄м — богиню процветания; рамайан — радующий; индрийа̄н̣и — чувства; рамайате — радует.

Перевод:

Движения Господа Камадевы [Прадьюмны] очень грациозны. У Него очаровательная, нежная улыбка, и, когда Он, слегка приподняв брови, бросает игривые взгляды на богиню процветания, Его лотосоподобный лик становится еще более прекрасным, отчего богиня процветания приходит в восторг. Так Камадева доставляет наслаждение Своим трансцендентным чувствам.

Комментарий:

[]
Следующие материалы:

Текст 17

तद्भ‍गवतो मायामयं रूपं परमसमाधियोगेन रमा देवी संवत्सरस्य रात्रिषु प्रजापतेर्दुहितृभिरुपेताह:सु च तद्भ‍‌र्तृभिरुपास्ते इदं चोदाहरति ॥ १७ ॥
тад бхагавато ма̄йа̄майам̇ рӯпам̇ парама-сама̄дхи-йогена рама̄ девӣ сам̇ватсарасйа ра̄тришу праджа̄патер духитр̣бхир упета̄хах̣су ча тад-бхартр̣бхир упа̄сте идам̇ чода̄харати.
тат — того; бхагаватах̣ — Верховного Господа; ма̄йа̄ — исполненного нежности к преданным; рӯпам — облик; парама — высший; сама̄дхи — полностью сосредоточив ум на служении Верховному Господу; рама̄ — богиня процветания; девӣ — богиня; сам̇ватсарасйа — Самватсары; ра̄тришу — ночами; праджа̄патех̣ — Праджапати; духитр̣бхих̣ — с дочерьми; упета̄ — соединенными; ахах̣су — днями; ча — также; тат — с божествами дней; упа̄сте — поклоняется; идам — это; ча — также; уда̄харати — произносит.

Перевод:

Лакшмидеви поклоняется Господу в Его всемилостивом образе Камадевы на протяжении всей самватсары. Днем она поклоняется Ему вместе с сыновьями Праджапати [божествами дней], а ночью — вместе с дочерьми Праджапати [богинями ночи]. Поглощенная преданным служением, Лакшмидеви возносит Господу такие молитвы.

Комментарий:

Употребленное в этом стихе слово ма̄йа̄майам нужно понимать не так, как его толкуют майявади. Помимо значения «иллюзия», у слова ма̄йа̄ есть еще значение «нежность». Мать, охваченную нежностью к своему ребенку, называют ма̄йа̄майа. В каком бы образе Господь Вишну ни воплощался, Он всегда исполнен любви и нежности к Своим преданным. Так что в этом контексте слово ма̄йа̄майам означает «исполненный нежности к преданным». Шрила Джива Госвами, комментируя этот стих, пишет, что ма̄йа̄майам может также означать кр̣па̄-прачурам, «необычайно милостивый». То же самое утверждает Шрила Вирарагхава: ма̄йа̄- прачурана̄тмӣйа-сан̇калпена паригр̣хӣтам итй артхах̣ джн̃а̄на-парйа̄йо ’тра ма̄йа̄-ш́абдах̣ — словом ма̄йа̄майа называют того, кто испытывает к близкому другу очень нежные чувства. А Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит, что слово ма̄йа̄майам образовано сочетанием слов ма̄йа̄ и а̄майам. Согласно его объяснению, эти слова указывают на то, что живое существо страдает от тяжелой болезни, вызванной иллюзией, а Господь всегда стремится освободить Своего преданного из сетей майи, исцелить его от этой болезни.

Текст 18

ॐ ह्रां ह्रीं ह्रूं ॐ नमो भगवते हृषीकेशाय सर्वगुणविशेषैर्विलक्षितात्मने आकूतीनां चित्तीनां चेतसां विशेषाणां चाधिपतये षोडशकलायच्छन्दोमयायान्नमयायामृतमयाय सर्वमयाय सहसे ओजसे बलाय कान्ताय कामाय नमस्ते उभयत्र भूयात् ॥ १८ ॥
ом̇ хра̄м̇ хрӣм̇ хрӯм̇ ом̇ намо бхагавате хр̣шӣкеш́а̄йа сарва-гун̣а- виш́ешаир вилакшита̄тмане а̄кӯтӣна̄м̇ читтӣна̄м̇ четаса̄м̇ виш́еша̄н̣а̄м̇ ча̄дхипатайе шод̣аш́а-кала̄йа ччхандо-майа̄йа̄нна- майа̄йа̄мр̣та-майа̄йа сарва-майа̄йа сахасе оджасе бала̄йа ка̄нта̄йа ка̄ма̄йа намас те убхайатра бхӯйа̄т.
ом — о Господь; хра̄м — семена мантры, которые произносятся для того, чтобы ее повторение было успешным; ом — о Господь; намах̣ — почтительный поклон; бхагавате — лотосным стопам Верховной Личности Бога; хр̣шӣкеш́а̄йа — Хришикеше, повелителю чувств; сарва — всех божественных качеств; виш́ешаих̣ — с разновидностями; вилакшита — отмеченной; а̄тмане — душе (всех живых существ); а̄кӯтӣна̄м — всех видов деятельности; читтӣна̄м — всех видов знания; четаса̄м — функций ума, например решимости и умственных усилий; виш́еша̄н̣а̄м — объектов приложения каждой из этих функций; ча — и; адхипатайе — повелителю; шод̣аш́а — тому, частями которого являются шестнадцать первичных элементов творения (пять объектов чувств и одиннадцать органов чувств, в том числе ум); чхандах̣ — который наслаждается всеми ведическими ритуалами; анна — кто заботится о всех живых существах, обеспечивая их всем необходимым для жизни; амр̣та — тому, кто дарует вечную жизнь; сарва — тому, кто всепроникающ; сахасе — могущественному; оджасе — дающему силу чувствам; бала̄йа — дающему силу телу; ка̄нта̄йа — верховному супругу или господину всех живых существ; ка̄ма̄йа — тому, кто дает преданным все необходимое; намах̣ — почтительный поклон; те — Тебе; убхайатра — всегда (и днем и ночью или и в этой, и в следующей жизни); бхӯйа̄т — пусть будет удача во всем.

Перевод:

Я в глубоком почтении склоняюсь перед Верховным Господом, Хришикешей, источником всего сущего и повелителем всех моих чувств. Он управляет деятельностью тела, ума и разума всех живых существ, и потому плоды этой деятельности принадлежат Ему, и только Ему. Пять объектов чувств и одиннадцать органов чувств, в том числе ум, представляют собой Его частичные проявления. Именно Он обеспечивает живые существа всем необходимым, причем все, что Он им дает, — это Его энергия, а значит, неотлично от Него. Он наделяет их физической и душевной силой, и сила эта тоже неотлична от Него. Он — истинный муж и благодетель каждой души. Каждый должен поклоняться Ему — в этом суть всего ведического знания. Так давайте же выразим Ему глубокое почтение. Пусть Он всегда будет благосклонен к нам — и в этой жизни, и в следующей.

Комментарий:

Этот стих подробно объясняет смысл слова ма̄йа̄майа: здесь названы различные проявления милости Господа. Пара̄сйа ш́актир вивидхаива ш́рӯйате: энергия Всевышнего проявляет себя по-разному. В этом стихе о Господе говорится как о первоисточнике всего сущего, в том числе нашего тела, чувств, ума, деятельности, разного рода способностей, физической и душевной силы, а также стремления обеспечить себя всем необходимым для жизни. Проявления энергии Господа можно видеть повсюду. Например, как сказано в «Бхагавад-гите» (7.8), вкус воды — это тоже Кришна (расо ’хам апсу каунтейа). Кришна — основа всего, что мы видим вокруг.
Эта выражающая почтение Господу молитва, которую сложила богиня процветания, Рама̄, заключает в себе огромную духовную силу. Повторяя ее под руководством духовного учителя, каждый получает возможность стать чистым, совершенным преданным Господа. Можно начать повторять эту мантру, чтобы полностью освободиться из материального плена, а после освобождения можно продолжать повторять ее, поклоняясь Верховному Господу на Вайкунтхалоке. Все мантры, которые мы повторяем в этой жизни, мы, безусловно, сможем повторять и в следующей. Сам Кришна подтверждает это в «Бхагавад-гите» (9.14):
сататам̇ кӣртайанто ма̄м̇
йатанташ́ ча др̣д̣ха-врата̄х̣
намасйанташ́ ча ма̄м̇ бхактйа̄
нитйа-йукта̄ упа̄сате
«Постоянно воспевая Мое величие, действуя решительно и целеустремленно и падая предо Мной ниц в глубоком почтении, эти возвышенные души всегда поклоняются Мне с любовью и преданностью». Преданного, который повторяет в этой жизни маха-мантру или любую другую авторитетную мантру и продолжает повторять ее в следующей жизни, называют словом нитйа-йуктопа̄сака.