Текст 1

श्रीशुक उवाच
तथा च भद्रश्रवा नाम धर्मसुतस्तत्कुलपतय: पुरुषा भद्राश्ववर्षे साक्षाद्भ‍गवतो वासुदेवस्य प्रियांतनुं धर्ममयीं हयशीर्षाभिधानां परमेण समाधिना सन्निधाप्येदमभिगृणन्त उपधावन्ति ॥ १ ॥
ш́рӣ-ш́ука ува̄ча
татха̄ ча бхадраш́рава̄ на̄ма дхарма-сутас тат-кула-патайах̣ пуруша̄ бхадра̄ш́ва-варше са̄кша̄д бхагавато ва̄судевасйа прийа̄м̇ танум̇ дхармамайӣм̇ хайаш́ӣрша̄бхидха̄на̄м̇ парамен̣а сама̄дхина̄ саннидха̄пйедам абхигр̣н̣анта упадха̄ванти.
ш́рӣ — Шукадева Госвами сказал; татха̄ — точно так же (как Господь Шива в Илаврита варше поклоняется Санкаршане); бхадра — Бхадрашрава; на̄ма — по имени; дхарма — сын Дхармараджи; тат — его; кула — гла́вы рода; пуруша̄х̣ — жители; бхадра̄ш́ва — в Бхадрашва варше; са̄кша̄т — непосредственно; бхагаватах̣ — Верховной Личности Бога; ва̄судевасйа — Господа Ва̄судевы; прийа̄м — облику, который очень дорог; дхарма — повелевающему всеми законами религии; хайаш́ӣрша — воплощению Господа, называемому Хаяширшей (или Хаягривой); парамен̣а — высшей ступенью транса; саннидха̄пйа — приблизившись; идам — это; абхигр̣н̣антах̣ — поющие; упадха̄ванти — поклоняются.

Перевод:

Шри Шукадева Госвами сказал: Областью, которая называется Бхадрашва-варша, правит Бхадрашрава, сын Дхармараджи. Так же как в Илаврита-варше Господь Шива поклоняется Санкаршане, Бхадрашрава вместе со своими приближенными слугами и всеми жителями Бхадрашва-варши поклоняется Хаяширше, всемогущему воплощению Ва̄судевы. Господь Хаяширша, владыка религии, очень дорог Своим преданным. Всегда погруженные в глубочайший транс, Бхадрашрава и его слуги в почтении склоняются перед Господом и, четко выговаривая каждое слово, возносят Ему молитвы.

Комментарий:

[]
Следующие материалы:

Текст 2

भद्रश्रवस ऊचु:
ॐ नमो भगवते धर्मायात्मविशोधनाय नम इति ॥ २ ॥
бхадраш́раваса ӯчух̣
ом̇ намо бхагавате дхарма̄йа̄тма-виш́одхана̄йа нама ити.
бхадраш́равасах̣ — правитель Бхадрашрава и его приближенные сказали; ом — о Господь; намах̣ — почтительный поклон; бхагавате — Верховной Личности Бога; дхарма̄йа — источнику всех законов религии; а̄тма — очищающему нас от (материальной скверны); намах̣ — поклон; ити — так.

Перевод:

Правитель Бхадрашрава и его приближенные произносят такую молитву: Мы в глубоком почтении склоняемся перед Верховным Господом, средоточием всех религиозных заповедей, который очищает сердце обусловленной души от материальной скверны. Снова и снова приносим мы Ему поклоны.

Комментарий:

Глупые материалисты не понимают, что они связаны по рукам и ногам законами природы и что эти законы наказывают их за малейший проступок. Такие люди ведут материальную, обусловленную жизнь и думают, что очень счастливы. Снова и снова рождаясь, болея, старея и умирая, они не извлекают из этого должного урока. Поэтому Господь Кришна в «Бхагавад- гите» (7.15) называет таких людей мудхами (невеждами): на ма̄м̇ душкр̣тино мӯд̣ха̄х̣ прападйанте нара̄дхама̄х̣. Мудхи не знают, что тот, кто хочет очиститься от материальной скверны, должен поклоняться Господу Ва̄судеве (Кришне), совершая аскезу. Смысл человеческой жизни состоит в том, чтобы очиститься, а не в том, чтобы безрассудно предаваться чувственным наслаждениям. Родившись человеком, живое существо должно встать на путь сознания Кришны и стремиться очистить свою жизнь: тапо дивйам̇ путрака̄ йена саттвам̇ ш́уддхйет. Именно этому учил Своих сыновей Господь Ришабхадева: человек должен стремиться к очищению и ради этого подвергать себя аскезе. Йасма̄д брахма-саукхйам̇ тв анантам. Все мы ищем счастья, но из-за своего невежества и глупости не можем понять, где настоящее счастье. Настоящее, вечное счастье — это брахма-саукхья, духовное счастье. Здесь, в материальном мире, мы испытываем некоторое подобие счастья, однако оно скоротечно. Недалекие материалисты не понимают этого. Махараджа Прахлада говорит о них так: ма̄йа̄-сукха̄йа бхарам удвахато вимӯд̣ха̄н — эти глупцы прилагают огромные усилия, чтобы обрести материальное счастье, однако это счастье призрачно, и потому в конце каждой жизни их ждет лишь разочарование.

Текст 3

अहो विचित्रं भगवद्विचेष्टितंघ्नन्तं जनोऽयं हि मिषन्न पश्यति । ध्यायन्नसद्यर्हि विकर्म सेवितुंनिर्हृत्य पुत्रं पितरं जिजीविषति ॥ ३ ॥
ахо вичитрам̇ бхагавад-вичешт̣итам̇
гхнантам̇ джано ’йам̇ хи мишан на паш́йати
дхйа̄йанн асад йархи викарма севитум̇
нирхр̣тйа путрам̇ питарам̇ джиджӣвишати
ахо — увы; вичитрам — удивительно; бхагават — игры Господа; гхнантам — смерть; джанах̣ — человек; айам — этот; хи — ведь; мишан — видящий; на — не видит; дхйа̄йан — думающий; асат — о материальном счастье; йархи — потому что; викарма — запрещенное действие; севитум — наслаждаться; нирхр̣тйа — предав огню; путрам — сына; питарам — отца; джиджӣвишати — хочет долго жить.

Перевод:

Увы, как поразительно то, что глупые материалисты не замечают нависшей над ними грозной опасности — неминуемой смерти. Они знают, что рано или поздно смерть настигнет их, но не придают этому значения и живут беспечно. Человек, у которого умер отец, спешит получить наследство, чтобы жить в свое удовольствие, а если у него умирает сын, он старается завладеть и его состоянием. И в том и в другом случае такой человек не задумываясь растрачивает полученные деньги в погоне за материальным счастьем.

Комментарий:

Материальное счастье подразумевает, что у человека есть все возможности для наслаждения едой, сном, сексом и что при этом он находится в безопасности. Материалист живет в этом мире лишь ради того, чтобы удовлетворять эти четыре основные потребности, и не замечает, что над ним нависла опасность — неотвратимая смерть. Когда умирает отец, сын добивается наследства, чтобы потратить отцовские деньги на чувственные удовольствия. И точно так же тот, у кого умирает сын, пытается присвоить его деньги и имущество. Бывает даже, что человек, у которого умер сын, становится сожителем своей овдовевшей невестки. Таковы нравы материалистичных людей. Поэтому Шукадева Госвами говорит: «Какие поразительные вещи происходят по воле Верховной Личности Бога, когда живые существа стремятся к материальному счастью!» Материалисты хотят совершать всевозможные грехи, однако никто не может и пальцем пошевелить без дозволения Верховной Личности Бога. Так почему же Бог позволяет людям грешить? На самом деле Он не хочет, чтобы живые существа грешили, и потому Он как голос совести призывает их удерживаться от греха. Но если живое существо твердо намерено совершать грехи, Верховный Господь разрешает ему действовать и нести ответственность за свои поступки (маттах̣ смр̣тир джн̃а̄нам апоханам̇ ча). Совершить какое-либо действие без дозволения Господа невозможно, но Он настолько милостив, что, если обусловленные души упорствуют в своем желании, Он позволяет им действовать на собственный страх и риск.
Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур отмечает, что в других частях вселенной, в других планетных системах — в частности на Сваргалоке — дети никогда не умирают раньше своих родителей. Однако здесь, на Земле, сын нередко умирает раньше отца, и материалистичный отец с радостью завладевает его имуществом. И отец, и сын находятся во власти иллюзии и не понимают, что каждому из них предстоит умереть. Но, когда приходит смерть, все их планы, связанные с материальными наслаждениями, рушатся.