Текст 25

यानुपजुषाणानां न कदाचिदपि प्रजानां वलीपलितक्लमस्वेददौर्गन्ध्यजरामयमृत्युशीतोष्णवैवर्ण्योपसर्गादयस्तापविशेषा भवन्ति यावज्जीवं सुखं निरतिशयमेव ॥ २५ ॥
йа̄н упаджуша̄н̣а̄на̄м̇ на када̄чид апи праджа̄на̄м̇ валӣ-палита-клама-сведа-даургандхйа-джара̄майа-мр̣тйу-ш́ӣтошн̣а-ваиварн̣йопасарга̄дайас та̄па-виш́еша̄ бхаванти йа̄вадж джӣвам̇ сукхам̇ ниратиш́айам эва.
йа̄н — которые (все блага, получаемые благодаря этим рекам); упаджуша̄н̣а̄на̄м — тех, кто полностью использует; на — не; када̄чит — когда бы то ни было; апи — несомненно; праджа̄на̄м — жителей; валӣ — морщины; палита — седина; клама — усталость; сведа — испарина; даургандхйа — дурные запахи, возникающие из за нечистого пота; джара̄ — старость; а̄майа — болезнь; мр̣тйу — безвременная смерть; ш́ӣта — сильный холод; ушн̣а — невыносимая жара; ваиварн̣йа — обесцвечивание кожи; упасарга — бе́ды; а̄дайах̣ — и прочие; та̄па — страданий; виш́еша̄х̣ — разновидности; бхаванти — есть; йа̄ват — пока; джӣвам — жизнь; сукхам — счастье; ниратиш́айам — безграничное; эва — только.

Перевод:

У тех обитателей материального мира, что пользуются дарами этих рек, не бывает седины и морщин. Они никогда не устают, и, даже если их тела покрываются потом, от них не исходит дурного запаха. Они не знают ни старости, ни болезней, ни преждевременной смерти и не страдают от стужи и зноя. Их кожа всегда сохраняет здоровый цвет. Все они очень счастливо, без всяких тревог живут до самой смерти.

Комментарий:

Из этого стиха явствует, что даже в материальном мире люди могут жить не зная бед. Чтобы обеспечить себе безбедную жизнь, они должны иметь вдоволь молока, простокваши, меда, топленого масла, патоки, зерна, достаточно одежды и украшений, а также хорошее место для сна и отдыха. Такое общество можно назвать развитым. Занимаясь земледелием, человек может получать в достатке зерно, а заботясь о коровах, — обеспечивать себя молоком, простоквашей и топленым маслом. Если бережно относиться к лесам, там можно собирать много меда. К несчастью, в современном обществе люди безжалостно убивают коров, дающих молоко, из которого можно делать масло, простоквашу и другие продукты, рубят лес, где можно брать мед, и, вместо того чтобы заниматься сельским хозяйством, строят заводы, на которых производят гайки, болты, автомобили и спиртные напитки. О каком же счастье может идти речь? Идя путем материализма, люди обрекают себя на тяжкие страдания. Они постепенно становятся все меньше и меньше ростом и в конце концов выродятся в карликов. Их тела очень быстро разрушаются и покрываются морщинами, их пот нечист и от него исходит неприятный запах, потому что они питаются отвратительной пищей. Такое общество никак не назовешь развитым. Тем, кто действительно хочет сделать счастливой свою нынешнюю жизнь и наилучшим образом подготовиться к следующей жизни, нужно принять законы ведического общества. Когда люди живут по этим законам, у них ни в чем нет недостатка.
Следующие материалы:

Текст 26

कुरङ्गकुररकुसुम्भवैकङ्कत्रिकूटशिशिरपतङ्गरुचकनिषधशिनीवासकपिलशङ्खवैदूर्यजारुधिहंसऋषभनागकालञ्जरनारदादयो विंशतिगिरयो मेरो: कर्णिकाया इव केसरभूता मूलदेशे परित उपक्‍ल‍ृप्ता: ॥ २६ ॥
куран̇га-курара-кусумбха-ваикан̇ка-трикӯт̣а-ш́иш́ира-патан̇га- ручака-нишадха-ш́инӣва̄са-капила-ш́ан̇кха-ваидӯрйа-джа̄рудхи- хам̇са-р̣шабха-на̄га-ка̄лан̃джара-на̄рада̄дайо вим̇ш́ати-гирайо мерох̣ карн̣ика̄йа̄ ива кесара-бхӯта̄ мӯла-деш́е парита упакл̣пта̄х̣.
куран̇га — Куранга; курара — Курара; кусумбха — названия гор; а̄дайах̣ — и прочие*; вим̇ш́ати — двадцать гор; мерох̣ — горы Сумеру; карн̣ика̄йа̄х̣ — пестика; ива — словно; кесара — тычиночные нити; мӯла — у подножия; паритах̣ — вокруг; упакл̣пта̄х̣ — расположенные (Верховной Личностью Бога).* По мнению Вамшидхары Пандита, одного из комментаторов «Шримад Бхагаватам», слово а̄дайах̣ в этом стихе указывает на двадцатую гору Ади. (Прим. переводчика.).

Перевод:

Есть еще группа гор, живописно расположенных вокруг подножия Меру, словно тычинки вокруг пестика в цветке лотоса. К ним относятся Куранга, Курара, Кусумбха, Вайканка, Трикута, Шишира, Патанга, Ручака, Нишадха, Шиниваса, Капила, Шанкха, Вайдурья, Джарудхи, Хамса, Ришабха, Нага, Каланджара и Нарада.

Комментарий:

[]

Текст 27

जठरदेवकूटौ मेरुं पूर्वेणाष्टादशयोजनसहस्रमुदगायतौ द्विसहस्रं पृथुतुङ्गौ भवत: । एवमपरेण पवनपारियात्रौ दक्षिणेन कैलासकरवीरौ प्रागायतावेवमुत्तरतस्त्रिश‍ृङ्गमकरावष्टभिरेतै: परिसृतोऽग्निरिव परितश्चकास्ति काञ्चनगिरि: ॥ २७ ॥
джат̣хара-девакӯт̣ау мерум̇ пӯрвен̣а̄шт̣а̄даш́а-йоджана-сахасрам удага̄йатау дви-сахасрам̇ пр̣тху-тун̇гау бхаватах̣. эвам апарен̣а павана-па̄рийа̄трау дакшин̣ена каила̄са-каравӣрау пра̄г-а̄йата̄в эвам уттаратас триш́р̣н̇га-макара̄в ашт̣абхир этаих̣ паристр̣то ’гнир ива париташ́ чака̄сти ка̄н̃чана-гирих̣.
джат̣хара — Джатхара и Девакута; мерум — гору Сумеру; пӯрвен̣а — с востока; ашт̣а̄даш́а — на 18 000 йоджан (234 000 км); удага̄йатау — простирающиеся с севера на юг; дви — 2 000 йоджан (26 000 км); пр̣тху — в ширину и в высоту; бхаватах̣ — находятся; эвам — так; апарен̣а — на западе; павана — Павана и Париятра; дакшин̣ена — на юге; каила̄са — Кайласа и Каравира; пра̄к — протянувшиеся с запада на восток; эвам — так; уттаратах̣ — на севере; триш́р̣н̇га — Тришринга и Макара; ашт̣абхих̣ — этими восемью (горными хребтами); паристр̣тах̣ — окруженная; агних̣ — как огонь; паритах̣ — всюду; чака̄сти — сверкает; ка̄н̃чана — золотая гора (которая называется Сумеру или Меру).

Перевод:

К востоку от Сумеру расположены два горных хребта — Джатхара и Девакута — протяженностью 18 000 йоджан. Они тянутся с севера на юг. К западу от Сумеру есть еще два хребта такой же протяженности — Павана и Париятра, которые тоже тянутся с севера на юг. Точно такую же протяженность имеют два хребта — Кайласа и Каравира, — что находятся к югу от Сумеру и тянутся с запада на восток, и два хребта, подобным же образом расположенных с ее северной стороны, — Тришринга и Макара. Высота, так же как и ширина каждого из этих хребтов — 2 000 йоджан. Таким образом, сверкающая, как огонь, Сумеру, гора из чистого золота, со всех сторон окружена этими восемью горными цепями.

Комментарий:

[]