Текст 2

तस्माद्‍वृद्धसेनायां देवताजिन्नाम पुत्रोऽभवत् ॥ २ ॥
тасма̄д вр̣ддхасена̄йа̄м̇ девата̄джин-на̄ма путро ’бхават.
тасма̄т — от него (Сумати); вр̣ддха — в лоне Вриддхасены (его жены); девата̄джит — по имени Деватаджит; путрах̣ — сын; абхават — появился.

Перевод:

Жена Сумати, Вриддхасена, родила сына, которого назвали Деватаджитом.

Комментарий:

[]
Следующие материалы:

Текст 3

अथासुर्यां तत्तनयो देवद्युम्नस्ततो धेनुमत्यां सुत: परमेष्ठी तस्य सुवर्चलायां प्रतीह उपजात: ॥ ३ ॥
атха̄сурйа̄м̇ тат-танайо девадйумнас тато дхенуматйа̄м̇ сутах̣ парамешт̣хӣ тасйа суварчала̄йа̄м̇ пратӣха упаджа̄тах̣.
атха — затем; а̄сурйа̄м — в лоне Асури (его жены); тат — сын Деватаджита; дева — по имени Девадьюмна; татах̣ — от него (Девадьюмны); дхену — в лоне Дхенумати (жены Девадьюмны); сутах̣ — сын; парамешт̣хӣ — по имени Парамештхи; тасйа — его (Парамештхи); суварчала̄йа̄м — в лоне Суварчалы (его жены); пратӣхах̣ — сын, названный Пратихой; упаджа̄тах̣ — рожденный.

Перевод:

Деватаджит зачал в лоне своей жены, Асури, сына, названного Девадьюмной. Жена Девадьюмны, Дхенумати, родила сына, которого нарекли Парамештхи, а жена Парамештхи, Суварчала, родила сына по имени Пратиха.

Комментарий:

[]

Текст 4

य आत्मविद्यामाख्याय स्वयं संशुद्धो महापुरुषमनुसस्मार ॥ ४ ॥
йа а̄тма-видйа̄м а̄кхйа̄йа свайам̇ сам̇ш́уддхо маха̄-пурушам анусасма̄ра.
йах̣ — который (царь Пратиха); а̄тма — преподав многим людям науку самоосознания; свайам — сам; сам̇ш́уддхах̣ — <&> достигший очень высокого духовного уровня и очистившийся в процессе самоосознания; маха̄ — Господа Вишну, Верховную Личность; анусасма̄ра — в совершенстве постиг и всегда помнил.

Перевод:

Царь Пратиха лично учил подданных науке духовного самопознания. Так он не только очистил свое сердце, но и стал великим преданным. Он в совершенстве постиг Господа Вишну, Верховную Личность.

Комментарий:

Очень важную роль в этом стихе играет слово анусасма̄ра. Постижение Бога — это не вымысел, не игра воображения. Очистившись и поднявшись на высокий духовный уровень, преданный постигает Бога таким, какой Он есть. Так, Махараджа Пратиха постиг Господа Вишну и, став настоящим проповедником, обучал людей науке духовного самопознания. Проповедник не имеет права излагать разного рода измышления, поэтому, чтобы стать настоящим проповедником, прежде всего нужно постичь истинную природу Господа Вишну. В «Бхагавад-гите» (4.34) сказано: упадекшйанти те джн̃а̄нам̇ джн̃а̄нинас таттва-дарш́инах̣ — <&> «Только тот, кто узрел истину, может дать знание другим». Таттва-<&> дарши — это тот, кто в совершенстве постиг Верховную Личность Бога. Такой человек способен стать гуру и широко распространять вайшнавскую философию. Идеальным примером такого гуру, истинного проповедника, является царь Пратиха.