Шримад-Бхагаватам 5.15.12
Оригинал:
यस्याध्वरे भगवानध्वरात्मामघोनि माद्यत्युरुसोमपीथे । श्रद्धाविशुद्धाचलभक्तियोग-समर्पितेज्याफलमाजहार ॥ १२ ॥
Транскрипция:
йасйа̄дхваре бхагава̄н адхвара̄тма̄
магхони ма̄дйатй уру-сома-пӣтхе
ш́раддха̄-виш́уддха̄чала-бхакти-йога-
самарпитеджйа̄-пхалам а̄джаха̄ра
магхони ма̄дйатй уру-сома-пӣтхе
ш́раддха̄-виш́уддха̄чала-бхакти-йога-
самарпитеджйа̄-пхалам а̄джаха̄ра
Синонимы:
йасйа — которого (царя Гаи); адхваре — во время различных жертвоприношений; бхагава̄н — Бог, Верховная Личность; адхвара-а̄тма̄ — верховный наслаждающийся всеми жертвоприношениями; магхони — когда царь Индра; ма̄дйати — опьянен; уру — из-<&> за чрезмерного; сома-пӣтхе — питья хмельного напитка, который называется сомой; виш́уддха — очищенном; ачала — непоколебимом; бхакти-йога — в преданном служении; самарпита — отданный; иджйа̄ — поклонения; пхалам — результат; а̄джаха̄ра — принимал (Сам)
Перевод:
«На жертвоприношениях, которые совершал Махараджа Гая, рекой лился хмельной напиток сома. Нередко туда приходил царь Индра и, принимая обильные возлияния сома-расы, хмелел. Приходил и Сам Верховный Господь, Вишну [ягья-пуруша], чтобы лично принять все подношения от Своего чистого преданного».
Комментарий:
Махараджа Гая идеально исполнял Свои обязанности, поэтому все полубоги во главе с Индрой, владыкой райских планет, были очень довольны Им. Сам Господь Вишну приходил, чтобы принять от царя Гаи жертвенные дары. И хотя Махараджа Гая вовсе не стремился извлечь из Своих жертвоприношений какую-то выгоду, и полубоги, и Сам Верховный Господь щедро одаривали Его всевозможными благословениями.
Следующие материалы:
Оригинал:
यत्प्रीणनाद्बर्हिषि देवतिर्यङ्-मनुष्यवीरुत्तृणमाविरिञ्चात् । प्रीयेत सद्य: स ह विश्वजीव:प्रीत: स्वयं प्रीतिमगाद्गयस्य ॥ १३ ॥
Транскрипция:
йат-прӣн̣ана̄д бархиши дева-тирйан̇-
манушйа-вӣрут-тр̣н̣ам а̄вирин̃ча̄т
прӣйета садйах̣ са ха виш́ва-джӣвах̣
прӣтах̣ свайам̇ прӣтим ага̄д гайасйа
манушйа-вӣрут-тр̣н̣ам а̄вирин̃ча̄т
прӣйета садйах̣ са ха виш́ва-джӣвах̣
прӣтах̣ свайам̇ прӣтим ага̄д гайасйа
Синонимы:
йат-прӣн̣ана̄т — от удовлетворения которого (Верховного Господа); бархиши — на месте жертвоприношения; дева-тирйак — полубоги и животные; манушйа — люди; вӣрут — деревья и другие растения; тр̣н̣ам — трава; а̄-вирин̃ча̄т — начиная с Господа Брахмы; прӣйета — будут удовлетворены; садйах̣ — сразу; сах̣ — <&> Он (Верховный Господь); ха — поистине; виш́ва-джӣвах̣ — тот, кто заботится обо всех живых существах во вселенной; прӣтах̣ — <&> всегда удовлетворенный; свайам — Сам; прӣтим — удовлетворение; ага̄т — получал; гайасйа — Махараджи Гаи
Перевод:
«Тот, кто сумел удовлетворить Верховную Личность Бога, тем самым удовлетворяет и всех полубогов, людей, зверей, птиц, насекомых, деревья, травы — одним словом, всех живых существ, начиная с Господа Брахмы. Верховный Господь пребывает в сердце каждого в образе Сверхдуши, и по природе Своей Он всегда удовлетворен. Однако Он лично приходил на жертвоприношения Махараджи Гаи и говорил: „Я очень доволен Тобой“».
Комментарий:
В этом стихе ясно сказано, что, удовлетворив Верховную Личность Бога, мы тем самым удовлетворим полубогов и всех остальных живых существ. Поливая корень дерева, мы поим водой все его ветви, цветки и листья. Хотя Верховный Господь черпает удовлетворение в Самом Себе, Он был так доволен Махараджей Гаей, что лично приходил к Нему на жертвоприношения и говорил: «Ты полностью удовлетворил Меня». Кто может сравниться с Махараджей Гаей!
Оригинал:
गयाद्गयन्त्यां चित्ररथ: सुगतिरवरोधन इति त्रय: पुत्रा बभूवुश्चित्ररथादूर्णायां सम्राडजनिष्ट तत उत्कलायां मरीचिर्मरीचे ॥ १४ ॥
र्बिन्दुमत्यां बिन्दुमानुदपद्यत तस्मात्सरघायां मधुर्नामाभवन्मधो: सुमनसि वीरव्रतस्ततो भोजायां मन्थुप्रमन्थू जज्ञाते मन्थो: सत्यायां भौवनस्ततो दूषणायां त्वष्टाजनिष्ट त्वष्टुर्विरोचनायां विरजो विरजस्य शतजित्प्रवरं पुत्रशतं कन्या च विषूच्यां किल जातम् ॥ १५ ॥
र्बिन्दुमत्यां बिन्दुमानुदपद्यत तस्मात्सरघायां मधुर्नामाभवन्मधो: सुमनसि वीरव्रतस्ततो भोजायां मन्थुप्रमन्थू जज्ञाते मन्थो: सत्यायां भौवनस्ततो दूषणायां त्वष्टाजनिष्ट त्वष्टुर्विरोचनायां विरजो विरजस्य शतजित्प्रवरं पुत्रशतं कन्या च विषूच्यां किल जातम् ॥ १५ ॥
Транскрипция:
гайа̄д гайантйа̄м̇ читраратхах̣ сугатир авародхана ити трайах̣ путра̄ бабхӯвуш́ читраратха̄д ӯрн̣а̄йа̄м̇ самра̄д̣ аджаништ̣а. тата уткала̄йа̄м̇ марӣчир марӣчер биндуматйа̄м̇ биндум а̄нудападйата тасма̄т сарагха̄йа̄м̇ мадхур на̄ма̄бхаван мадхох̣ суманаси вӣравратас тато бходжа̄йа̄м̇ мантху-прамантхӯ джаджн̃а̄те мантхох̣ сатйа̄йа̄м̇ бхауванас тато дӯшан̣а̄йа̄м̇ твашт̣а̄джаништ̣а твашт̣ур вирочана̄йа̄м̇ вираджо вираджасйа ш́атаджит-праварам̇ путра-ш́атам̇ канйа̄ ча вишӯчйа̄м̇ кила джа̄там.
Синонимы:
гайа̄т — от Махараджи Гаи; гайантйа̄м — в лоне Гаянти (Его жены); читра-ратхах̣ — по имени Читраратха; сугатих̣ — по имени Сугати; авародханах̣ — по имени Авародхана; ити — так; трайах̣ — <&> три; путра̄х̣ — сыновья; бабхӯвух̣ — появились; читраратха̄т — от Читраратхи; ӯрн̣а̄йа̄м — в лоне Урны (его жены); самра̄т̣ — по имени Самрат; аджаништ̣а — родился; татах̣ — от него; уткала̄йа̄м — в лоне Уткалы (его жены); марӣчих̣ — по имени Маричи; марӣчех̣ — от Маричи; бинду-матйа̄м — в лоне Биндумати (его жены); биндум — сына, которого назвали Бинду; а̄нудападйата — <&> произвел на свет; тасма̄т — от него; сарагха̄йа̄м — в лоне Сарагхи (его жены); мадхух̣ — Мадху; на̄ма — по имени; абхават — родился; мадхох̣ — от Мадху; суманаси — в лоне Суманы (его жены); вӣра-вратах̣ — сын, названный Виравратой; татах̣ — от Виравраты; бходжа̄йа̄м — в лоне Бходжи (его жены); мантху-прамантхӯ — (два сына) Мантху и Прамантху; джаджн̃а̄те — родились; мантхох̣ — <&> от Мантху; сатйа̄йа̄м — в лоне Сатьи (его жены); бхауванах̣ — сын, названный Бхауваной; татах̣ — от него; дӯшан̣а̄йа̄м — в лоне Душаны (его жены); твашт̣а̄ — сын, названный Тваштой; аджаништ̣а — родился; твашт̣ух̣ — от Твашты; вирочана̄йа̄м — в лоне Вирочаны (его жены); вираджах̣ — сын по имени Вираджа; вираджасйа — царя Вираджи; ш́атаджит-праварам — во главе которых Шатаджит; путра-ш́атам — сто сыновей; канйа̄ — дочь; ча — также; вишӯчйа̄м — в лоне Вишучи (его жены); кила — поистине; джа̄там — родились
Перевод:
Жена Махараджи Гаи, Гаянти, родила Ему трех сыновей: Читраратху, Сугати и Авародхану. Читраратха зачал в лоне своей жены, Урны, сына, которого назвали Самратом. Женой Самрата была Уткала, и у них родился сын Маричи. Маричи зачал в лоне своей жены, Биндумати, сына, получившего имя Бинду. Женой Бинду стала Сарагха, и у них родился сын, которого назвали Мадху. Мадху зачал в лоне своей жены, Суманы, сына по имени Вираврата. Вираврата зачал в лоне своей жены, Бходжи, двух сыновей: Мантху и Прамантху. Жена Мантху, Сатья, родила сына Бхаувану, а Бхаувана зачал в лоне своей жены, Душаны, сына, которого нарекли Тваштой. Твашта зачал в лоне своей жены, Вирочаны, сына Вираджу. Вираджа зачал в лоне своей жены, Вишучи, сто сыновей и одну дочь. Лучшего из сыновей Вираджи звали Шатаджитом.