Текст 33
Оригинал:
एवमध्वन्यवरुन्धानो मृत्युगजभयात्तमसि गिरिकन्दरप्राये ॥ ३३ ॥
Транскрипция:
эвам адхванй аварундха̄но мр̣тйу-гаджа-бхайа̄т тамаси гири-кандара-пра̄йе.
Синонимы:
эвам — так; адхвани — на пути (чувственных наслаждений); аварундха̄нах̣ — заточённый (забывший истинную цель жизни); мр̣тйу — из страха перед смертью, подобной слону; тамаси — во тьме; гири — словно в темной горной пещере.
Перевод:
Живя в материальном мире, обусловленная душа не помнит о своих отношениях с Верховной Личностью Бога и пренебрегает сознанием Кришны. Она все время совершает разного рода грехи и за это подвергается тройственным страданиям. А когда к ней приближается смерть, подобная огромному разъяренному слону, душа цепенеет от страха, словно оказавшись в темной горной пещере.
Комментарий:
Смерти боится каждый. Каким бы сильным ни был материалист, тем не менее, когда приходят болезни и старость, он вынужден признать, что смерть неизбежна. Видя признаки надвигающейся смерти, обусловленная душа впадает в отчаяние. Охвативший ее страх сравнивают со страхом, который испытывает человек, входя в темную пещеру, а смерть — с огромным слоном.
Следующие материалы:
Текст 34
Оригинал:
क्वचिच्छीतवाताद्यनेकदैविकभौतिकात्मीयानां दु:खानां प्रतिनिवारणेऽकल्पो दुरन्तविषयविषण्ण आस्ते ॥ ३४ ॥
Транскрипция:
квачич чхӣта-ва̄та̄дй-анека-даивика-бхаутика̄тмӣйа̄на̄м̇ дух̣кха̄на̄м̇ пратинива̄ран̣е ’калпо дуранта-вишайа-вишан̣н̣а а̄сте.
Синонимы:
квачит — иногда; ш́ӣта — сильного холода, ветра и прочего; анека — многих; даивика — приносимых полубогами (то есть силами, над которыми человек не властен); бхаутика — причиняемых другими живыми существами; а̄тмӣйа̄на̄м — причиняемых материальным телом и умом обусловленной души; дух̣кха̄на̄м — невзгод; пратинива̄ран̣е — в противодействии; акалпах̣ — неспособный; дуранта — бесконечный; вишайа — из за стремления к чувственным удовольствиям; вишан̣н̣ах̣ — угрюмый; а̄сте — пребывает.
Перевод:
Тело обусловленной души страдает от множества внешних условий, например от сильного холода или ветра. Ей также причиняют страдания другие живые существа и стихийные бедствия. Неспособная избежать этих страданий, обусловленная душа вынуждена их терпеть и потому чувствует себя очень несчастной, ведь она пришла в материальный мир наслаждаться, а не страдать.
Комментарий:
[]
Текст 35
Оригинал:
क्वचिन्मिथो व्यवहरन् यत्किञ्चिद्धनमुपयाति वित्तशाठ्येन ॥ ३५ ॥
Транскрипция:
квачин митхо вйавахаран йат кин̃чид дханам упайа̄ти витта- ш́а̄т̣хйена.
Синонимы:
квачит — иногда (где то); митхах̣ — заключающий с кем то сделку; йат — как бы ни; кин̃чит — мало; дханам — материальную выгоду (имущество); упайа̄ти — получает; витта — обманом с целью завладеть чужой собственностью.
Перевод:
Заключая торговые сделки, обусловленные души обманывают друг друга, и этот обман рождает взаимную ненависть. Погнавшись за ничтожной выгодой, они жертвуют своей дружбой и становятся врагами.
Комментарий:
В «Шримад-Бхагаватам» (5.5.8) сказано:
пум̇сах̣ стрийа̄ митхунӣ-бха̄вам этам̇
тайор митхо хр̣дайа-грантхим а̄хух̣
ато гр̣ха-кшетра-сута̄пта-виттаир
джанасйа мохо ’йам ахам̇ мамети
Материальная жизнь начинается с того, что обусловленная душа, подобно обезьяне, хочет наслаждаться сексом, и, когда она вступает в половые отношения, ее привязанность к материальной жизни усиливается. Теперь ей нужны самые разные материальные блага: дом, деньги, вкусная пища и т. д. Чтобы иметь все это, ей приходится обманывать, а обман сеет рознь даже между самыми близкими людьми. Так обусловленная душа иногда становится врагом даже собственного отца или духовного учителя. Тот, кто не следует регулирующим принципам, обязательно будет совершать неблаговидные поступки, даже если он участник Движения сознания Кришны. Поэтому я прошу своих учеников строго следовать регулирующим принципам, иначе наше Движение, призванное спасти падших людей этого века, не сможет развиваться из-за раздоров между его участниками. Те, кто по-настоящему хочет, чтобы Движение сознания Кришны росло и ширилось, должны всегда помнить об этих наставлениях и неукоснительно следовать регулирующим принципам, чтобы ничто не могло вывести их ум из равновесия.